Примерное время чтения: 8 минут
155

Последние жертвы войны

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Аргументы и факты - Петербург 28/04/2010

Его машина возила на прицепе пушку, а в кузове - 20 ящиков снарядов, бочку бензина и пять человек орудийного расчета. Езда под обстрелом приводила к очень большим потерям среди шоферов, но судьба хранила Юрия Сергеевича. День Победы он встретил в Берлине.

- После капитуляции берлинского гарнизона, которая произошла в шесть часов утра 2 мая, часть нашего полка оказалась в каком-то гараже или складе, - вспоминает Юрий Сергеевич. - Многодневные непрерывные уличные бои нас настолько всех вымотали, что хотелось только одного - спать. И вот мы - человек 30-40 - повалились на пол и заснули. Но за окнами сияло весеннее солнце, на небе - ни единого облачка, поэтому часа через два встали, привели себя в порядок и без оружия пошли на прогулку в город, в котором наступил мир. Вышли на набережную канала, в окнах домов по его сторонам, как и по всему Берлину, были вывешены белые простыни, скатерти, полотенца - знак капитуляции. Только подошли к ближайшему мосту, как услышали артиллерийскую стрельбу и увидели в небе облачка от разрывов зенитных снарядов и реактивный немецкий самолет Ме-262. Наши не привыкли стрелять по таким быстролетящим целям, да и все мы впервые увидели реактивный самолет, разрывы ложились далеко за хвостом «фашиста». Самолет между тем направился прямо в нашу сторону и начал сбрасывать бомбы. Первые же попали в здание, из которого мы вышли. Точность поразительная!

Следующая серия бомб легла вблизи нашей группы. Бойцы из первой шеренги упали на мостовую. В нашей второй шеренге никто не пострадал, и мы бросились на помощь раненым. Это был последний всплеск войны, ее последние жертвы в уже капитулировавшем Берлине.

Вскоре после Дня Победы вышел первый приказ о демобилизации двенадцати старших возрастов. К построению по этому поводу готовились с особым чувством радости. Перед строем появились командир полка и начальник штаба, который зачитал приказ и скомандовал: «Лицам, перечисленным в приказе, сделать шаг вперед!» Из строя вышли… четыре человека. Только четверо из двенадцати возрастов.

Воспоминания фронтовика Григория Александровича Голикова:

8 мая вышел из блиндажа подышать. Вдруг с вражеской стороны показался танк, за ним второй, третий... Тревожно сжалось сердце. Пулей слетел вниз.

- Танки!

- Какие танки?

- Немецкие!

Все бросились на выход. На улице увидели колонну танков, движущихся в нашу сторону. Майор повернулся:

- Сундук! Они капитулируют. Видишь белые флаги? Войне конец!

Все смеялись и обнимались, кричали «Ура!». Даже немцы, хоть и шли сдаваться в плен, счастливо улыбались.

Воспоминания Анатолия Яковлевича Провоторова:

Победа! Нам эту весть принес самолет У-2, который над поселком Первомайск Алтайского края сбросил листовки. Мы, босоногие дети войны, подобрали эти листовки. Радостно разносили их по домам. Взрослые встречали нас со слезами на глазах, восторженно обнимали.

Я особенно радовался: недавно пришло письмо от отца. Он воевал в сибирских дивизиях под Москвой, прошел всю войну, трижды ранен, а вскоре приехал, привез мне аккордеон, на котором я и сейчас исполняю фронтовые песни в память о нем.

Воспоминания полковника в отставке Станислава Васильевича Анисимова:

Мне было 10 лет, когда в 1943 году отец тайком провел меня на завод по производству снарядов в Ташкенте (эвакуированный Ростсельмаш). Месяц не выходил с завода. Спал у станка старшего брата. Работал курьером, учеником слесаря-лекальщика, лекальщиком. Получал рабочую карточку, учился в вечерней школе.

9 мая 1945 года нас не пустили на завод - Победа! Что было! Голодные рабочие плясали, пели. Побежали в центр. Был кустарный салют - в лунки закладывали капсулу. Видел потом много салютов, но такого - никогда.

Воспоминания Феликса Константиновича Ржаксинского:

Я - блокадник. 1945 год. Мне 12 лет. 9 мая у нас были билеты в Филармонию. Родители решили не отменять посещение концерта. Перед концертом ведущий сообщил:

- Сегодня вместо запланированной кантаты «Иоанн Дамаскин» будет исполнена торжественная увертюра Чайковского «1812 год».

Евгений Александрович Мравинский занял место у пульта, и великолепная музыка захватила слушателей. В заключительной части одновременно с торжественными звуками фанфар и салютом из пушек, имитированным барабанами, звонарь ударил в колокола. Мощь звучания, радость победы - зал встал.

Воспоминания малолетнего узника Нины Сергеевны Ефименковой:

9 мая мне было 10 лет. Село Пречистое Гагаринского района, Смоленской области. Стук в дверь, шум, крик: «Война окончилась!» Эту весть нам прокричала жена директора совхоза. Только у них в доме был радиоприемник. Мы все выскочили на улицу, кричали, плакали. Бегали друг к другу, соседям, обнимались, плакали, поздравляли. Это для нас было какое-то чудо. Столько мы настрадались за войну, эвакуацию. Сколько мы видели страшных бомбежек, смертей!

Воспоминания ветерана труда, труженика тыла Лилии Ивановны Кабановой:

День Победы я встретила в Ростове. Было раннее утро, но никто не спал, все выбежали на улицу, обнимались, плакали от счастья. С восходом солнца все устремились в центр города, где царили веселье, музыка, праздничное настроение. В разгар веселья я познакомилась с лейтенантом. Мы стали встречаться. Через 3 месяца, в день его рождения, была свадьба. Муж прослужил 30 лет, уволился в звании полковника. Мы прожили с ним счастливо 58 лет.

Так день Победы объединил наши судьбы.

Воспоминания участника Великой Отечественной войны Георгия Александровича Кондратьева:

Восточная Пруссия. Танкисты 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса располагались в Домнау. Радиосообщение о капитуляции Германии. Тацинцы ликовали салютами.

Начало войны, мне 15 лет. Боец дружины МПВО. Защищали эвакогоспиталь, оборудованный в нашей школе. Дежурили, обезвреживали «зажигалки». Эвакуация, госпиталь в Сибири. Фронт. Участвовал в боях на 3-м Белорусском фронте от Смоленска до Кенигсберга.

В 15 лет награжден медалью «За оборону Ленинграда» - самая дорогая из всех других наград.

Воспоминания старшего лейтенанта медицинской службы Бетрисы Яковлевны Титовой:

Я служила во 2-й воздушной армии на 1-м Украинском фронте. День Победы встретила под самым Берлином.

В ночь с 1 на 2 мая мы услышали стрельбу. Мы бросились к аэродрому. Навстречу нам бежали наши однополчане с криками: «Победа!», «Фашистское логово взято!», «Конец войне!». Мы обнимались, плакали от счастья, стреляли в воздух - наш салют Победе.

А потом мечтали, как вернемся домой, встретимся с родными. Живы ли они? И хотя впереди у нас еще было освобождение Праги, для нас эта майская ночь была Днем Победы.

Воспоминания жительницы блокадного Ленинграда, ветерана труда Елены Григорьевны Зайковской:

В день Победы 1945 года мы с мамой стояли у перил Дворцового моста. Солнечно, светло. Улыбки, смех радостных людей! Играет музыка! По всей ширине моста нескончаемой мощной колонной шли солдаты. Выцветшие гимнастерки, пилотки с красными звездами, запыленные сапоги, скатки шинелей через грудь.

Время от времени от колонны отделялись солдаты, обнимались со встречавшими их родными и радостные уходили домой. Я тоже ждала своего папу, мне было 6 лет.

Воспоминания ветерана труда Галины Петровны Малышевой:

Слушая песню «День Победы», вспоминаю 9 мая 1945-го.

Светает. Стук в окно. «Филипповна, война кончилась!!!» - будит маму телефонистка с почты. Вскакиваю, бегу к подружке Люсе Небесновой и поднимаем радостью нашу Садовую.

Шум, веселье, объятья... и вдруг вижу рыдающую тетю Таню Данилушкину. Ее сын Борис погиб в начале войны.

Солнечное утро, позеленевшая березовая аллея, белая церковь на фоне голубого неба, радость и горе - таким запомнился мне день Победы. Это праздник со слезами на глазах.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах