До войны Евгений Павлович объездил всю Среднюю Азию. Проводил геолого-разведывательные работы. О войне узнал 23 июня 1941 года и сразу же записался добровольцем. Военные дороги привели Евгения Павловича в замерзающий блокадный Ленинград. Его назначили командиром транспортной автомобильной роты.
Днем и ночью по 100 километров в каждую сторону приходилось проезжать лейтенанту Кислицыну. В военные годы легендарный ледовый путь назывался не иначе, как «дорогой смерти». Трасса находилась под постоянным артиллерийским обстрелом фашистов. Круглые сутки над Ладожским озером кружили вражеские бомбардировщики и истребители. Уйти под лед вместе с грузовиком было делом обычным. Поэтому многие водители приноровились вести ЗИСы и ГАЗы, стоя прямо на подножке автомобилей. Но долго так выстоять было невозможно. Морозы зашкаливали за 40 градусов, да и со временем под постоянными обстрелами чувство страха притуплялось.
Почти утопленник
На большую землю Кислицын и другие героические водители вывозили детей, женщин и стариков. Это были самые ответственные выезды, ведь в кузовах находились живые люди. Обратно в Ленинград - тоже важнейший груз: оружие и продукты питания.
Дважды Евгений Павлович проваливался под лед вместе со своим грузовиком. Однажды, когда автомобили довольно быстро мчались по льду Ладожского озера, впереди раздался взрыв. Лейтенанта посекло осколками, уши заложило. Но он успел выпрыгнуть до того, как его полуторка скрылась в темной ладожской воде.
Во второй раз Евгения Павловича спасло чудо. Снова разрыв фашистского снаряда прямо перед капотом машины, и полуторка камнем пошла на дно. От взрывной волны Кислицын и его водитель потеряли сознание. Кабину залило водой, грузовик мгновенно опустился на глубину 5 метров. Тогда могла и закончиться славная история лейтенанта. Однако сразу за ЗИСом Кислицына ехали моряки. Дорога жизни проходила с северной стороны мимо острова Зеленец, а там держали оборону советские войска. Недолго думая смелые ребята нырнули в полынью. Подняли на поверхность водителя и лейтенанта. Оба не дышали. Но моряки откачали воду из легких, сделали искусственное дыхание, растерли тела солдат спиртом. Сердце шофера не выдержало долгого пребывания в ледяной воде, он умер от переохлаждения.
А Евгений Павлович двое суток находился без сознания, но выжил. Пролежав неделю в госпитале, Кислицын снова вернулся в строй. За проявленное мужество был награжден орденом Красной Звезды.
Золотые россыпи
В 1943 году Евгений Павлович участвовал в прорыве блокады Ленинграда. И затем, наступая на фашистов, прошел почти всю Европу. Освобождал Ригу, Варшаву, Прагу, Краков. Закончил войну в Чехословакии и сразу отправился домой. Из трофеев захватил только мотоцикл и отличное немецкое седло. Понимал, что эти вещи пригодятся ему в геолого-разведывательных экспедициях.
Вернувшись в Казахстан, с головой окунулся в профессию. И сделал удивительное открытие. Считалось, что в Казахстане нет золота, а Кислицын доказал, что золотоносные россыпи там есть!
И в мирное время, как вспоминают его друзья и родственники, продолжал воевать. С чиновниками-хапугами, самовлюбленными академиками, с несправедливостями жизни.
Акция АиФ-Петербург
65 слов о Победе
Воспоминания Всеволода Даниловича Чертика:
- 9 мая 1945 года я встретил в Харьковской области. Мне было 13 лет. В парке шло веселье. В одном месте образовался круг. Играла гармошка, люди плясали. И вдруг стоявший среди зрителей молодой парень в солдатской форме бросил костыли, он был без одной ноги, и начал как-то прыгать, плясать. А все люди стали ему аплодировать.
Это самое яркое впечатление, которое осталось в моей памяти на всю жизнь.
Воспоминания Заслуженного учителя России, ветерана труда Алексея Нестеровича Хмырова:
- 9 мая наша чумазая ватага рабочих подростков встретила День Победы около цеха оборонного завода города Саратова, где мы старательно трудились, изготовляя продукцию для фронта, давая по 2-3 нормы в день. Даже еду нам привозили в цех, который стал нам тогда вторым домом.
И вот долгожданная Победа пришла! В банках, бутылках мы взрывали карбид и, как сумасшедшие, прыгали, орали, обнимались, пели - это было настоящее счастье!
Воспоминания Людмилы Александровны Левиной:
- Меня и мою приемную мать, Андрееву Евдокию Григорьевну, работавшую до войны в Ленинграде на фабрике «Рабочий», прогнали через несколько концлагерей. Потом отдали в наемники немецкой фрау.
А освободили нас советские войска! Мы сразу же пошли пешком домой. Проходя через Литву, встретили «лесных братьев». Они потеряли мешок зерна и чуть не расстреляли нас. Мне было 4 года.
Вечная память всем павшим! Вечная слава живым! Спасибо маме! Спасибо Красной Армии!
Воспоминания бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей Надежды Владимировны Случко:
- С апреля я работала на сплаве леса. Ни обуви, ни еды, ни дома. О капитуляции узнала случайно. Радоваться и плакать в войну разучились. Новость встретила скорее равнодушно. После демобилизации меня нашел отец и привез в Ленинград. Здесь, после четырехлетнего перерыва, я пошла в шестой класс.
Мои взрослые внуки убеждены, что их главный праздник жизни - День Победы. Не было бы Победы, не было бы и их.
Воспоминания Евгения Григорьевича Романова:
- Четырнадцатилетним мальчишкой работал с 1943 года на броне-паровозе. День Победы был хорошим, солнечным, и вот часов в 10 объявили, что закончилась война. Все из депо выбежали на улицу, было всеобщее ликование, все поздравляли друг друга. А меня, как самого молодого и маленького, кидали кверху. Через несколько дней начали срезать броню с котла паровоза.
В пространстве между котлом и броней хранились смазочные материалы, и они загорелись. Я полез тушить и чуть не задохнулся в дыму насмерть.
Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного учителя РФ Галины Павловны Соколовой:
- 9 мая 1945 года с подружками бежала по 4-й линии, теперь уже совсем безопасной, к Неве, к сфинксу у Академии художеств. Там уже стояло много народу, но мы стоять не могли, мы бегали по набережной, к Румянцевскому саду, обратно к Сфинксам.
Радость, волнение, возбуждение, внутреннее нервное напряжение, восторг переполняли нас. Казалось, сердце вот-вот выскочит из груди!
А ведь у нас уже были великие праздники: прорыв и снятие блокады, а теперь был Главный, для всех, всей страны, Праздник!