Анатолий Николаевич Мужиков, кавалер ордена Александра Невского, прошёл всю войну от первого и до последнего дня. Был участником обороны Ленинграда, Курской битвы. На днях по приглашению главы МО «Владимирский округ», члена ЕР Ивана Плюснина он встретился с учениками школы № 261.
Двадцатилетний герой
Несмотря на свой возраст - 91 год - ветеран бодр и весел. Правда, перед знакомством с восьмиклассниками заметно волновался, всё-таки не каждый день приглашают выступить перед подрастающим поколением. Ребята тоже переживали перед важной встречей.
- Здорово, что сейчас мы пообщаемся с настоящим фронтовиком, - говорит ученик Саша Сапронов. - Даже не представляю, что такое война. Ведь там убивают солдат и мирных жителей. Это очень страшно.
- Мы были освободителями, для нас - пацанов, взявших в юном возрасте винтовки, эта война была священной, - вспоминает Анатолий Николаевич. - Мы защищали свою землю, родных и близких.
Было нашему фронтовику-герою в 1941 году всего 20 лет! Он приехал в Ленинград с Урала учиться. Не успел закончить техникум - война.
- Можно сказать, что на фронт я попал со школьной скамьи, был лишь немного старше, чем вы, - обращается к школьникам ветеран. - Записался в народное ополчение, месяц нас обучали тактике боя. Даже представить не мог, что доживу до Победы!
А потом вчерашних студентов, инженеров и профессоров бросили в самое пекло - на Невский пятачок. По официальным данным, на этом участке земли длиной 2 километра и шириной 800 метров погибло более 200 тысяч советских солдат. По подсчётам историков, каждые сутки на эту землю падало более 52 тысяч авиабомб и снарядов.
- Мясорубка была страшная! - вспоминает Анатолий Николаевич. - Фашисты нас утюжили без остановки! Морозы жуткие, многие бойцы замерзали прямо в окопах. Я был в 10-й стрелковой дивизии, участвовал в боях, контужен.
Огонь на себя
После лечения в госпитале Анатолия Мужикова отправили в Пензенское миномётное училище. 10 месяцев занятий, и снова великое сражение - Курско-Орловская битва.
- С каждой стороны в том сражении воевало по 4 миллиона человек, - вспоминает Анатолий Николаевич. - Мы - миномётчики - были грозой фашистов! Поливали их осколочными, фугасными снарядами, спасенья им не было!
Ребята не выдержали и спросили ветерана, неужели в таких сражениях его ни разу не ранили?
- Мне всегда несказанно везло. Однажды пошел в разведку, нужно было форсировать Западный Буг и узнать обстановку в батальоне противника. Низина, обстрел, вдруг чувствую - жжёт грудь! И достаю из-за пазухи горячий осколок мины. На излёте он был, упал на спину и под гимнастёркой сполз на грудь. Повезло, что не прошил насквозь. А задание мы тогда выполнили!
- За что вас наградили орденом Александра Невского и орденом Красного Знамени? - продолжают сыпать вопросами школьники. - Ведь эти награды давали только самым отважным героям!
- Первый орден - за форсирование Вислы, - рассказывает ветеран. - Тогда я уже был командиром взвода разведчиков. Мы первыми достигли противоположного берега, засекли цели противника и передавали по рации их координаты. Как обычно говорят: вызывали огонь на себя. А второй орден - за Берлинскую операцию.
- Неужели вам было не страшно воевать? - спросил ветерана в конце встречи восьмиклассник Андрей Крайний.
- Конечно, было страшно! Как не испугаться, когда сверху бомбы валятся и фашисты прут в атаку? Но ненависть к ним была сильнее. Счастье, что вы, ребята, не знаете, что такое война!