aif.ru counter
4382

По Дороге жизни. Ветеран Шульга - о трассе, спасавшей жизни блокадников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Аргументы и факты - Петербург 22/01/2014
из личного архива Ивана Шульги / АиФ-Петербург

Иван Шульга - участник сразу двух войн, финской и Великой Отечественной. Повоевал бы и в Японии, их эшелон доехал уже до Новосибирска, но противник сдался. Однако самой главной стала для него легендарная Дорога жизни.

В осаждённый Ленинград он попал в 1941-м, после отступления полка из Прибалтики. И сразу очутился в мясорубке Ораниенбаумского плацдарма. Был ему тогда 21 год. За то, что спасся, до сих пор благодарит молодого капитана. Шульгу и других бойцов не сдающегося пятачка вывезли на утлом пароходе. Кораблик был уже на полпути, когда немцы осветили небо фосфорными снарядами и начали бомбёжку. Однако капитан судна не растерялся. Моряк так ловко и точно маневрировал, что все благополучно добрались до родного берега.

Смертельные прятки

Таких чудес в биографии военного шофёра немало. Он вёз боеприпасы, когда фашистский самолёт, летевший навстречу, вдруг стал резко снижаться. «Сейчас расстреляет», - подумал Иван и круто завернул за оказавшуюся рядом огромную скирду сена. Решение оказалось правильным, через секунды землю вспахала пулемётная очередь. Только подумал, что пронесло, как фашист снова с рёвом понёсся в сторону машины. Шульга нажал на газ, стремительно объехал скирду и прижался к другому боку. Пули просвистели мимо, но настырный фриц развернулся для новой атаки. Иван едва успел поменять позицию. Сколько времени продолжалась смертельная игра в прятки, неизвестно, но у немца, наверное, закончился бензин, и он убрался ни с чем. А к Ивану через поле уже мчалась наша легковушка. Спрыгнувший на ходу военный со слезами на глазах обнял солдата.

- Молодец! Мы на твоё сражение вон из-за того дерева смотрели, - до сих пор помнит слова офицера Иван Шульга. Затем он снял со своего водителя значок «Отличный шофёр» и приколол Ивану на гимнастёрку. Носи, говорит, с гордостью. И представился - полковник Лысенко.

Памятный знак до сих пор на груди фронтовика вместе с орденом Отечественной войны и медалью «За оборону Ленинграда». Эту награду он получил 22 декабря 1942 г. За плечами было уже немало рейсов по Дороге жизни. 

- Если рядом тонет машина с людьми, ты не должен останавливаться, иначе погибнешь сам, - рассказывает о тех грозных днях ветеран. - Я старался двигаться чуть подальше от колонны, так меньше риск попасть под налёт. За один раз по правилам можно было перевезти 20 маленьких детей или 16 взрослых. Но набивался полный кузов… Едешь и смотришь: только что была машина - и уже её нет, ушла под лёд. Однажды в воронку от снаряда попало колесо и моей полуторки. Хорошо, что на помощь пришли другие водители. 

Новости - на передовую

Кстати, вспоминает Иван Никифорович, трассу строго охраняли. Там, где упала вражеская бомба, бойцы ПВО ставили вехи. Ночевали тоже на берегу Ладоги. А чтобы не замерзала вода в радиаторе, его обматывали шинелями. В ход шли и паяльные лампы - антифриза тогда не существовало и в помине. Возил он и страшный груз - сотни умерших ленинградцев на Пискарёвку. На кладбище водителю выдавали талон со специальной отметкой, и только после этого грузовик мог покинуть замерзающий город.

Заметим, что Иван Шульга - отчасти наш коллега. А случилось это так. Старенький ЗИС, на котором он возил снаряды, был разбит. Только солдат нашёл другую машину и её подремонтировал, как подошёл капитан и сказал: «Нужен водитель в редакцию газеты «Ленинский путь». Будешь теперь новости на передовую доставлять». Так в составе 086-й части 8-й армии Ленинградского фронта он и прошёл до конца войны, что подтверждает запись в красноармейской книжке. Газета печаталась в пяти километрах от передовой, материалы собирали прямо в окопах, там же делали снимки, а у журналистов были не только ручки и блокноты, но и автоматы, гранаты.

Шесть раз их часть попадала в окружение. Однажды с осколочным ранением в госпиталь под Ладогой доставили и рядового Шульгу. 

- Я как раз лежал на операционном столе, где должны были вынимать осколок, как вдруг тревога - часть окружена! - вспоминает ветеран. - Что тут началось! Наши бойцы начали прорываться, забрали с собой и раненых. Так что вытащить осколок тогда не успели, а потом всё некогда было. Вот он и остался до сегодняшнего дня. Вроде не мешает.

75 лет без аварий

Сейчас Ивану Никифоровичу Шульге 97. Он бодрый, доброжелательный и по-прежнему за рулём, причём 75 лет - без единой аварии. Правда, ездит герой на старенькой «Оке». Почему-то государство, 10 лет назад выделив машину ветерану, теперь упорно отказывается заменить давно изношенную «окушку». Военные события помнит до мелочей. Судьба распорядилась так, что живёт боец, защищавший Ленинград, в станице Гривенской Краснодарского края. Туда же из Петербурга перебрался сын, а в городе остались внучки. Сам Иван Никифорович из семьи, где было 14 детей. Семь братьев Шульга ушли на войну, вернулись лишь четверо. Всё, что связано с блокадой, для него имеет особый смысл. Вот и накануне 70-летия святого праздника он снова приехал в город, где воевал. Побывал и на Дороге жизни. 

- Мы воевали честно, пулям не кланялись, - говорит бесстрашный водитель. - Теперь надо сделать всё, чтобы память о тех днях не растворилась. Ни в истории, ни в памяти новых поколений…

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество