На пределе возможностей
Как подтверждают документы, уже через месяц после начала войны авиация Балтийского флота собиралась разбить морскую базу немцев в Пилау (сегодня г. Балтийск. - Ред.). Однако 26 июля на совещании у Сталина было решено изменить направление и бомбить Берлин. Площадкой для авиаброска выбрали остров Эзель в Балтийском море. Этот небольшой участок суши хотя и оказался в тылу врага, но контролировался советскими войсками, что помогало добиться внезапности.
27 июля 1941-го командиру 1-го минно-торпедного авиационного полка Балтфлота полковнику Евгению Преображенскому передали личный приказ Сталина: нанести удар по Берлину и окружающим его промышленным объектам.
Чтобы выполнить задачу, планировалось использовать дальние бомбардировщики, которые могли долететь до столицы Германии и вернуться обратно. Маршрут получался на пределе возможностей - летчикам надо было провести в воздухе семь часов. Преодолеть в обе стороны 1 765 км, причем бóльшую часть - 1 400 км - над морем. Противник имел мощную противовоздушную оборону, значит, лететь следовало на большой высоте и возвращаться назад прямым курсом. Ограничивался и вес бомб: с учетом всех обстоятельств разрешалось загрузить одну в 500 кг или две по 250 кг. Ошибка в подготовке могла стоить жизни. Лишних 10-15 минут полета - и для возвращения не хватит топлива.
28 июля командир операции генерал Жаворонков прибыл в поселок Беззаботное под Ленинградом, где базировался полк. Для выполнения миссии отобрали лучшие экипажи. 2 августа из Кронштадта под усиленной охраной вышел необычный караван. В его составе были баржи с запасом бомб и топлива, асфальтовый каток, а среди грузов - стальные пластины для удлинения взлетно-посадочной полосы. Чудом пройдя через заминированный Финский залив и минуя уже захваченный фашистами Таллин, утром 3 августа караван причалил на о. Эзель. На следующую ночь экипажи выполнили пробный полет, а еще через несколько дней получили боевое задание.
7 августа в 21.00 с аэродрома Кагул на о. Эзель поднялась особая группа из 15 бомбардировщиков. Машины были загружены бомбами и листовками. Температура за бортом достигала -35-40 °C, стекла кабин и очки шлемофонов обмерзали, пилоты работали в кислородных масках. Кроме того, для соблюдения секретности выход в радиоэфир был категорически запрещен. Как ни странно, самолеты с красными звездами летели беспрепятственно. Немецкая ПВО явно не ожидала от наших такой наглости и не обращала на них внимания, принимая советские машины за свои. Таково сегодня мнение экспертов, оценивающих эту фантастическую операцию.
Гитлер в шоке
8 августа в 1.30 показался Берлин. Столица рейха безмятежно утопала в огнях, были хорошо видны улицы, машины и трамваи. Внезапно на центр города посыпались бомбы. Вспыхнули первые пожары.
Немцы развернули зенитки, небо прорезали лучи прожекторов, но поздно - наши бомбардировщики уже легли на обратный курс. Успех был впечатляющий. Советские самолеты не только нанесли удар по Берлину и Штеттину, вызвав пожары и панику, но и вернулись домой. Гитлер был в шоке: совсем недавно ему докладывали, что советская авиация полностью уничтожена как вид! Руководство Германии настолько не могло поверить в произошедшее, что немецкие радиостанции сообщили о самолетах… ВВС Великобритании. Англичанам даже пришлось выступать с опровержением.
8 августа Информбюро известило, что наши успешно бомбили немецкую столицу. Новость в стране была встречена ликованием. В этот же день вышел приказ № 0265:
«В ночь с 7 на 8 августа 1941 года группа самолетов Балтийского флота произвела разведывательный полет в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолетов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолетов, участвовавших в полете, и выхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. Народный комиссар обороны Сталин».
Затем налеты повторились, но их стало выполнять гораздо сложнее: теперь немцы уже пристально следили за небом. Последний состоялся 4 сентября. Всего асы Балтфлота по разным данным совершили 86 вылетов, сбросив на главный город нацистов 21 тонну бомб. Всех наградили орденами и денежными премиями в 2 тыс. руб., что в четыре раза превышало стандартную выплату. Первым четырем летчикам из флагманского экипажа присвоили звание Героя Советского Союза. До конца войны за ними закрепилась слава бойцов, сделавших то, что не удавалось никому.