В состав ретропоезда вошли исторический паровоз, вагоны-теплушки начала ХХ века и пассажирские 1930-х годов. Именно такой паровоз, переживший войну, после прорыва блокады доставил продовольствие в измученный голодом и холодом город. Первым стал рейс 7 февраля 1943 года.
В наши дни знаковую дату помнят и традиционно устраивают театрализованную реконструкцию тех событий. Перед началом участники, в числе которых были ветераны, блокадники, юнармейцы, могли познакомиться с выставкой детских рисунков, посвящённых блокаде.
Надежда на спасение
Вот и сейчас на Финляндском вокзале постарались показать, как всё происходило 82 года назад. Локомотив подошёл к перрону, украшенный еловыми ветками, красной звездой и надписью – «Боевой привет шлёт Родина героическому Ленинграду!». Рядом находились солдаты в форме тех лет, их с объятиями встречали жители города. Даже сейчас многие не скрывали слёз, и можно только представить, с какой радостью и нетерпением ждали этот состав в 1943-м. Ведь он привёз не только продукты, но и надежду на скорейшее освобождение от вражеской осады. Не случайно начало движения назвали «Дорогой Победы».
«Прибытие в блокадный Ленинград первого поезда стало светом в конце тоннеля, – отметил начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин. – Мы, железнодорожники, чтим память тех, кто отстоял этот город, не встал на колени перед врагом». Цифры подтверждают: за год по «Дороге Победы» провели 4200 поездов, по 20–25 в сутки. Составы шли в основном ночью, чтобы уменьшить обстрелы. Но полностью избежать этого было невозможно. От снарядов и бомб погибли больше 110 железнодорожников, 170 получили тяжёлые ранения.
Напомним, в 14 часов 29 августа 1941 года немцы захватили Мгу, и железнодорожное сообщение с Ленинградом было прервано. Единственным транспортным путём стало Ладожское озеро. Ранее безлюдная маленькая станция Ладожское Озеро превратилась в развитой железнодорожный узел с пятью станциями и примыкавшим к ним большим озёрно-речным портом Осиновец. Для отправки и приёмки грузов на восточном берегу Ладоги была построена железнодорожная линия от Войбокало и оборудованы три станции – Кобона, Лаврово и Коса.
Шпалы – прямо на снег
18 января 1943 года блокада была прорвана. Между Ленинградом и Большой землёй появился сухопутный коридор шириной 8–11 км. Было решено в самое короткое время построить новую железнодорожную линию между станцией Шлиссельбург и платформой Поляны. На работу вышли военные строители, железнодорожники и тысячи женщин-ленинградок.
Путь должен был пройти через торфяники, синявинские болота, по сильно пересечённой местности, что чрезвычайно осложняло задачу. Сроки тоже ставились жёсткие, поэтому шпалы и рельсы укладывали прямо на снег. Кроме того, на отдельных участках артиллерия немцев находилась всего в 3–4 километрах, и они нещадно обстреливали дорогу. Каждый день от бомбёжек, миномётного огня погибали до 20 человек, которых хоронили рядом с насыпью. До сих пор поисковые отряды находят их останки. Однако, несмотря на все трудности, задание было выполнено.
В это трудно поверить, но железнодорожная трасса в 33,4 км, включающая временный мост через Неву в 1300 метров и три разъезда, была проложена за рекордные 15 суток. 22 января началось строительство, а уже 6 февраля открыли сквозное движение.
7 февраля утром первый с начала блокады поезд прибыл на Финляндский вокзал.
«Долгожданный состав доставил в Ленинград крупу, муку, сахар, масло, вкус которого мы уже успели позабыть, – рассказывал председатель Совета ветеранов войны и труда Октябрьской железной дороги Павел Марков. – Затем поезда шли каждый день. Это позволило за короткое время поднять в городе нормы продовольствия, установленные для крупных промышленных центров страны. А впоследствии создать запас продуктов на три-четыре месяца. На Большую землю везли боеприпасы, оружие, людей в эвакуацию».
Враги тоже знали о дороге. Участок от Шлиссельбурга до Полян немцы продолжали постоянно бомбить и обстреливали с такой яростью, что его стали называть «коридор смерти». Только в паровозной 48-й колонне особого резерва, которая обслуживала эту ветку, из 600 человек погиб каждый третий. Железнодорожные пути и линии связи враг разрушал 1200 раз, но, несмотря ни на что, полотно восстанавливали, движение продолжалось.
Везли подводные лодки
Всего с начала эксплуатации, с февраля по декабрь 1943-го, по «Дороге Победы» в Ленинград и обратно пропустили свыше 6 тысяч поездов, Доставили 4,5 миллиона тонн различных грузов, это 75% всего объёма перевозок в блокадный город. Перевозили даже подводные лодки! По ней была переброшена и 2-я ударная армия. Именно она с Ораниенбаумского плацдарма в январе 1944-го начала операцию «Январский гром», которая завершилась полным освобождением Ленинграда от вражеской осады».
Сегодня делается многое, чтобы о событиях тех дней помнили. Так, в прошлом году в Ленинградской области запустили тематический брендированный электропоезд «Ласточка», где рассказывается о блокаде и полном освобождении Ленинграда от фашистских захватчиков. «Каждый из пяти вагонов раскрывает одну из тем жизни ленинградцев в блокаду: какими были медицина, быт, культура, искусство, промышленность, – рассказал председатель Архивного комитета Пётр Тищенко. – В оформлении приняли участие музеи Петербурга и Ленобласти, Центральный государственный архив и Санкт-Петербургская филармония».
Сейчас состав курсирует с Финляндского и Московского вокзалов в направлении станций Мельничный Ручей, Великий Новгород и Зеленогорск.
Предполагается, что к 80-летию Победы, 9 мая 2025-го, услугами тематиче-кого поезда воспользуются уже 800 тысяч россиян. Желающие могут увидеть и паровоз, который привёз в Ленинград первый 40-вагонный состав. Его сохранили и бережно заботятся. Сегодня этот уникальный памятник находится на станции «Петрокрепость», через которую проходила «Дорога Победы».