Многие заметили, что с октября текущего года общаться с государством стало проще: с граждан снимается повинность собирать справки для получения госуслуг. Теперь ведомства сами обязаны искать необходимые документы и обмениваться ими с другими учреждениями.
Считается, что это должно приблизить чиновников к народу, однако любви давно нет как с той, так и другой стороны. Кто же они - люди, попадающие во власть? И почему так далеки они от народа?
Звонок «сверху»
- Чиновник - это специфический управленческий труд, требующий профильного образования, - говорит петербургский политик, экс-представитель президента РФ в Санкт-Петербурге Сергей Цыпляев. - В Петербурге есть Академия госслужбы, управленческие специальности преподают во многих вузах. Далее - несколько возможностей попасть во власть. Первый - политический: идёте на выборы, затем шаг за шагом поднимаетесь вверх. Второй - бюрократический: конкурсы на замещение должностей. Третий - клановый: вы оказываетесь чьим-то одноклассником, одногруппником, партнёром по бизнесу. Раздаётся звонок: «Собираю команду» - и ты уже на госслужбе.
- "АиФ-Петербург": При таком подходе сесть в высокое кресло могут «друзья», имеющие личные интересы. Как не допустить к власти случайных фигур?
- Об этом думали уже отцы-основатели американской конституции. В итоге создали политическую систему в расчёте на обычных людей - с их страстями и слабостями. Разделение властей, короткие сроки полномочий, независимость суда - эти правила игры ограничивают возможности злоупотреблений. А если личные стремления серьёзно расходятся с общественными, народ уберёт этих начальников на ближайших выборах.
Мы же снова строим систему, в которой власть не ориентируется на интересы граждан. Ведь ключевой момент - от кого именно зависит работа, зарплата, карьера чиновника? Если от тех, кто «внизу», - тогда он реагирует на их проблемы. Если ваши мнения, желания не сказываются на его судьбе, то и учитывать их он не будет.
- "АиФ-Петербург": Но поддержка граждан - главный капитал любой политической силы. И наша власть не исключение. За голоса идет серьёзная борьба, конкуренция разворачивается и в экономике.
- Мы до сих пор не осознали роль конкуренции как двигателя развития, наоборот, хотим всё разграничить и монополизировать. Из этой же серии - постоянное воспроизводство иерархической «феодальной» структуры общества. Сегодня снова есть «дворянство» - класс приближённых с особой кастой силовиков. Есть «духовное сословие», и это не церковь, а шоу-бизнес, задающий модели поведения. Люди смотрят на экран и воспроизводят в жизни то, что видят. Все остальные - «третье тягловое сословие». Даже если ты имеешь миллионы, всё равно будешь «ломать шапку» в приёмной.
Президент, помоги?
- "АиФ-Петербург": Что же не так, почему у нас не получается построить систему управления, работающую на людей?
- Ключевая проблема - мы не доверяем друг другу. Успех страны определяет способность народа к самоорганизации, а для этого нужно сотрудничество. Нам трудно создать гаражный кооператив, ТСЖ, общественное движение, партию. Люди не умеют договариваться, соблюдать установленные правила и исполнять то, что приняли. Как быть? Приглашают третейского судью, в нашем случае государство. Причём мы постоянно добавляем ему полномочий и требуем, чтобы решало за нас все проблемы. Почему, например, в США и Европе практически нет сирот? Там этим занимается общество, дети воспитываются в приёмных семьях. У нас - чиновники. В итоге получаем учреждения тюремного типа - вспомним недавнюю историю Павловского интерната.
Течёт крыша, нет света, газа - президент, помоги.
И вот президент на глазах у всей страны занимается водопроводом в деревне. Хотя это вопрос местного самоуправления. Причём большинство считает это правильным. И если лидер будет вести себя иначе, мы можем его не признать. Скажем, что «царь подменный».
- "АиФ-Петербург": Вы говорите о муниципалитетах. В Санкт-Петербурге аж 111 округов, но голос их слышен слабо.
- Потому что в нынешнем виде это декорация. Когда муниципалитеты создавались, шла серьёзная борьба, городские власти не хотели делиться ни финансами, ни полномочиями. В итоге организовано недееспособное местное самоуправление в виде сотни «жилконтор», которые все вместе распоряжаются сотыми долями городского бюджета. Люди есть, а прав нет. Поэтому губернатор занимается сосульками, очисткой крыш по конкретным адресам, вместо того чтобы создать самостоятельную, эффективную систему, подконтрольную жителям округов.
«Винтики» не творят!
- "АиФ-Петербург": Сейчас подросло «непоротое» поколение, родившееся в 90-х. Возможно, молодым удастся переломить ситуацию?
- Детей формирует система воспитания, а её главные центры - семья и школа - меняются медленно. Наша педагогика традиционно авторитарна. Смотришь, как мать орёт на ребёнка на улице, и страшно становится. А она всего лишь добивается беспрекословного выполнения указаний. Сказала - значит делай и не рассуждай. Школа - тот же механизм. У японцев, кстати, похожая проблема. Они сделали колоссальный рывок в индустриализации, но прорваться в постиндустриальный мир не смогли. Новые технологии идут в основном из США. Да, японцы их совершенствуют, делают буквально чудеса, но идеи не их. В чём загвоздка? Воспитание. Популярная поговорка в Стране восходящего солнца - «высоко торчащий гвоздь забивают первым». Не высовывайся, будь как все. Будь винтиком, а винтики не творят.
- "АиФ-Петербург": А как же модернизация, объявленная приоритетом для страны?
- Мы однобоко понимаем модернизацию, как завоз техники, но категорически отказываемся обновлять социальные технологии. Посмотрите, в политике, бизнесе, науке, культуре преимущественно используется первобытная социальная модель «вождь и племя». Людям с новыми идеями, целями пробиться невозможно! Отсюда дефицит ярких решений, лидеров, которых не хватает практически во всех сферах.
- "АиФ-Петербург": У нас во главе города - новая команда, от которой мы многого ждём. Как думаете, надежды оправдаются?
- Я, как и очень многие, хочу избирать губернатора Санкт-Петербурга. А пока ощущаю себя туземцем, которому колониальная администрация прислала наместника. Мэра Лондона выбирают, например, с XIII века. Губернаторы должны быть выборными, а жители наделять их властью и доверием, спрашивать о результатах. Тогда будем говорить не о надеждах и чаяниях, а о договорённостях и обязательствах.
- "АиФ-Петербург": Какой же выход?
- Глубоко убеждён, что наш народ ни в чём не уступает другим нациям. У нас есть на что опереться и в нашей истории. Однако до тех пор, пока судьба чиновника не будет напрямую, кровно зависеть от мнения граждан, всё так и останется. Поэтому можно тасовать Петрова и Сидорова или наоборот - мало что изменится. Это как лотерея. Может, повезёт, а может - нет.