Примерное время чтения: 6 минут
4408

Пираты Балтийского моря. Зачем Эстония нападает на идущие в Россию танкеры?

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 21. Аргументы и факты - Петербург 21/05/2025
14 мая танкер JAGUAR под флагом Габона шёл в нейтральных водах Финского залива в порт Приморск, когда с эстонского берега был получен приказ – развернуться и зайти в территориальные воды Эстонии.
14 мая танкер JAGUAR под флагом Габона шёл в нейтральных водах Финского залива в порт Приморск, когда с эстонского берега был получен приказ – развернуться и зайти в территориальные воды Эстонии. / Raimo Makinen / MarineTraffic

На минувшей неделе эстонский ВМС атаковал танкер, который шёл в порт Приморск Ленинградской области. Нападение произошло в нейтральных водах, и эстонцы отстали от корабля только после того, как в небо был поднят российский военный самолёт. И за последнее время это уже далеко не первая провокация на Балтике. Ради чего горячие эстонские парни бряцают оружием в непосредственной близости от Северной столицы – разбирался spb.aif.ru.

Узкое «горлышко»

Напомним, что на данный момент «горлышко» Финского залива составляет в самом узком месте 70 километров, и проход находится между двумя странами НАТО – Финляндией и Эстонией. Однако согласно международной Конвенции по морскому праву, эти государства обязаны оставить проход шириной три морские мили (около 6 километров) по обе стороны от срединной линии залива. Перекрытие этого водного пространства будет означать акт войны, а к этому Эстония и Финляндия пока не готовы – поэтому, пытаясь заблокировать судоходство в порты Санкт-Петербурга и Ленобласти, агрессивные соседи идут на различные юридические ухищрения.

Кликабельно. Узкое «горлышко» Финского залива, видимо, придётся проходить под прикрытием ВМФ.
Узкое «горлышко» Финского залива, видимо, придётся проходить под прикрытием ВМФ. 

Так, в декабре прошлого года финны лихо высадили десант прямо на палубу и задержали танкер Eagle S (под флагом государств островов Кука) – свои действия они оправдали тем, что судно подозревалось в повреждении интернет-кабеля из Эстонии в Финляндию. Нечто подобное попытались проделать на прошлой неделе и эстонские власти.

«Циркачи» из Прибалтики

14 мая танкер JAGUAR под флагом Габона шёл в нейтральных водах Финского залива в порт Приморск, когда с эстонского берега был получен приказ – развернуться и зайти в территориальные воды Эстонии. Там бы эстонцы смогли задержать судно на законных основаниях. Корабль этому требованию не подчинился, и тогда для перехвата танкера были задействованы патрульный корабль Kurvits, патрульный катер Raiu, а также вертолёты, самолёт и дроны. Психологическое давление не подействовало. И эстонцы даже попытались изобразить таран – прямо наперерез танкеру пошёл патрульный катер.

На грузовом судне находился смешанный экипаж – всего 21 человек под командованием капитана из Индии, в том числе и четверо россиян. Поэтому в социальных сетях появилось видео попытки этого тарана, с комментариями на русском языке, из которого очевидно, что горячих эстонских парней моряки совершенно не испугались. А попытку тарана охарактеризовали коротко – «циркачи».

Тем более что подмога была на подходе – после известия о попытке пиратского захвата судна в воздух был поднят российский военный самолёт Су-35, он пролетел над танкером и даже, по утверждению эстонской стороны, на несколько десятков секунд вошёл в небо над территорией этой прибалтийской страны. Появление российской авиации охладило пыл агрессоров, и они оставили танкер в покое. JAGUAR дошёл до Приморска, однако сразу пришвартоваться ему не дали – сначала осматривать судно отправились водолазы. У всех ещё в памяти взрывы другого танкера Koala в порту Усть-Луги, где версия спланированной диверсии остаётся приоритетной.

Более того, после нападения на JAGUAR выяснилось, что, судя по всему, это не первый подобный инцидент – в сети появились утверждения, что загруженные танкеры из российских портов чаще всего следуют под охраной российских ВМС. Атаковать военные суда вражеские флоты не решаются.

Игра на двоих

Более того, в конце недели российская сторона продемонстрировала, что в эти игры на Балтике можно играть вдвоём – нефтяной танкер Green Admire под флагом Либерии, который вышел из эстонского порта Силламяэ, был задержан в Ленобласти. Россия, конечно же, пиратством заниматься не стала, и грузовое судно остановили для проверки в российских территориальных водах. Здесь рельеф морского дна таков, что кораблям из эстонского порта проще и быстрее «срезать» через российскую прибрежную полосу – и до того, как Эстония целенаправленно начала устраивать провокации, никаких проблем с этим маршрутом не возникало.

Разумеется, власти прибалтийской страны тут же впали в очередную истерику. «Россия по-прежнему ведёт себя непредсказуемо», – пожаловался министр иностранных дел Магнус Цахкна. И тут же добавил, что отказываться от пиратских практик нападения на чужие суда Эстония не собирается. В надежде нанести ущерб российской экономике «в рамках Европейского Союза мы уже внесли более 300 судов теневого флота в санкционные списки. Около 50–60% российской нефти и вся торговля проходят через Финский залив с использованием этого флота», –откровенно назвал чиновник цель агрессивных действий прибалтов.

Россия незаконные решения Евросоюза, разумеется, не признаёт и торговлю через балтийские порты сворачивать не намерена, а это значит, что если эстонцы с финнами будут продолжать провокации, то и далее судоходство будет идти под защитой ВМФ России. И до чего может довести это прибалтийское бряцание оружием – даже сказать сложно.

Мнение эксперта

Доцент РАНХиГС Петербург, кандидат политических наук Ольга Дегтярёва:

«Провокации против судов, которые заходят в российские порты, происходят не только в Финском заливе. Но, конечно, власти Эстонии особенно стараются отличиться. В отличие от финнов, они даже не пытаются прикрыться «экоповесткой» – якобы танкеры для проверки задерживаются из-за заботы об экологической обстановке в Балтийском море. Цель, конечно, максимально осложнить судоходство и собрать информацию о тех судах и их владельцах, которые торгуют с Россией. Чтобы иметь возможность оказывать давление и на них. При этом винить Россию в использовании «теневого флота» глупо, по всему миру сейчас практикуются самые разные схемы торговли, что связано и с минимизацией расходов, и с политическими разногласиями между странами, и созданное давление на Балтике приведёт лишь к более изощрённым схемам. То есть судоходство не остановится, но ещё большее обострение между НАТО и Россией на Балтике случится».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах