ЧП с нефтяным танкером в порту Усть-Луга Ленинградской области стремительно обрастает политическими последствиями.
Пока специалисты устанавливают причины аварии, власти Финляндии уже заявили, что намерены провести собственное расследование. И эта внезапная суетливость соседей происходит на фоне прозвучавшего ранее предупреждения председателя Морской коллегии РФ Николая Патрушева о желании стран НАТО установить морскую блокаду России на Балтике.
Мазут не вылился
Напомним, что в ночь на 9 февраля произошло ЧП с нефтяным танкером Koala, находящимся под флагом Антигуа и Барбуды. Владельцем танкера Koala является компания DAHLIA INTERNATIONAL Cо из Либерии, а оператором – кипрская LAGOSMARINE LIMITED. Судно длиной 274 метра и шириной 50 метров должно было направиться в египетский порт Суэц. Корабль прибыл в Усть-Лугу утром 6 февраля. На борт танкера было загружено около 130 тыс. тонн мазута, и он готовился к отплытию.
Однако ближе к 2.00 в машинном отделении раздались три мощных взрыва, после чего судно начало заполняться водой. К пяти утра экипаж полностью эвакуировали на берег. Взрыв не привёл к повреждению грузовых резервуаров, а утечки нефтепродуктов удалось избежать. К месту происшествия оперативно прибыли спасатели МЧС, которые установили вокруг судна боновые ограждения.
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко подтвердил факт аварии, отметив, что «на танкере «Коала» произошёл техногенный инцидент во время запуска двигателя, в результате которого повреждено машинное отделение». Пресс-служба Федерального агентства морского флота (Росморречфлот) сообщила, что грузовые резервуары танкера не пострадали, а сам танкер остаётся пришвартованным у причала. Опасности затопления судна нет, а специалисты уже начали подготовку к обследованию его подводной части. Конечно, с учётом сообщения экипажа о взрывах возникает подозрение о возможной диверсии – однако пока специалисты, обследовавшие дно вокруг танкера, этой версии не подтверждают. Следов взрывного устройства не найдено. Проводится проверка по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Сам порт Усть-Луга продолжает работу в штатном режиме.
Понятно, что с учётом недавней аварии в Керченском проливе, когда из-за разбушевавшихся волн затонули два танкера с мазутом, что привело к загрязнению обширного водного пространства и берегов Чёрного моря, новое ЧП с танкером вызвало внимание не только в России. Забеспокоилась и Финляндия.
После инцидента премьер-министр Суоми Петтери Орпо заявил, что Финляндия проведёт своё расследование. Служба пограничной разведки Финляндии направила свой самолёт в восточную часть Финского залива, чтобы получить больше информации об аварии, а также усилила готовность к реагированию на возможные разливы нефти в зоне ЧП. Понятно, что в российские территориальные воды они не залетали, но издалека ситуацию промониторили. По её итогам финские пограничники лишь ещё раз подтвердили сказанное российскими специалистами – «разливов нефти не обнаружено, ситуация спокойная».
Но только ли заботой об экологии объясняется столь оперативная реакция финских властей?
Устроить блокаду
Конечно, в Суоми есть «пунктик» на вопросе охраны окружающей среды (и это финнам, безусловно, в плюс), но в последние три года власти Финляндии демонстрируют, что гораздо больше их занимает перспектива нанесения максимального ущерба России в любой сфере. Пострадавший танкер западные СМИ относят к так называемому «теневому» танкерному флоту России – суда, которые ходят под флагами третьих стран и экспортируют отечественные нефтепродукты в другие страны мира.
В Прибалтике и Финляндии укоренилось убеждение, что именно эти корабли не позволили обрушить российскую экономику, и поэтому идея морской блокады балтийских портов Петербурга и Ленобласти постоянно обсуждается в коридорах власти стран-соседей.
«В своём стремлении ослабить Россию западники используют и террористические методы. Примером этому является атака российского судна в Средиземном море, а также, по сути, пиратский захват судна Eagle S на Балтике», – напомнил о других инцидентах с российскими судами помощник президента РФ и председатель Морской коллегии Николай Патрушев.
Он добавил, что такая политика негативно влияет на надёжность и безопасность грузопассажирских перевозок, разрушает глобальную систему морского торгового судоходства. При этом просто начать останавливать корабли в Балтийском море чревато обвинениями в пиратстве. А Россия получает законный повод реагировать на происходящее со всей серьёзностью, включая применение ВМФ.
Поэтому ищутся другие возможности остановить трафик с формальным соблюдением приличий – и угроза экологии Балтийскому морю от судов, занятых транспортировкой нефтепродуктов, может казаться подходящим поводом. Отсюда такая реакция на ЧП в Усть-Луге и явное разочарование от того, что утечка мазута не произошла.
Мнение эксперта: «Как ограничить Россию?»
Доцент РАНХиГС Петербург, кандидат политических наук Ольга Дегтярёва:
«Существует Конвенция ООН от 1982 года по морскому праву, согласно которой нет жёстких ограничений для движения гражданских судов под нейтральным флагом в открытом море. Иные действия могут трактоваться как акт прямой агрессии. Поэтому страны НАТО постоянно ищут легальные возможности ограничить действия России. То по экологическим причинам, то в рамках расследования уголовных дел. После срыва «зерновой сделки» северо-западная часть Чёрного моря уже фактически превратилась в зону отчуждения, опасную для мореплавания. Но там хотя бы это связано с идущими боевыми действиями. На Балтике такого не происходит.
И поэтому страны НАТО используют диверсии и аварии для того, чтобы иметь легальные обоснования для пересмотра нормативных актов и введения соответствующих блокирующих действий. Конечно, желаемая цель это не столько Петербург или Ленобласть, сколько блокада Калининграда, для которого морское сообщение – важнейшая магистраль, связывающая его с остальной Россией. Не случайно именно в феврале страны Прибалтики ещё и вышли из единого энергокольца с регионом. Электричество для простых прибалтов сразу подорожало, но кого это волнует на фоне конфронтации с Россией? Поэтому, как ни печально, но надо быть готовым к тому, что провокации будут продолжаться».