Петербургские депутаты приняли обращение к вице-губернатору Владимиру Лавленцеву, в котором просят его сократить использование вредных реагентов на улицах города. По словам парламентариев, горожане засыпают их жалобами на то, что в городе даже при 20-градусном морозе на дорогах остаются незамерзающие лужи, а смесь снега и соли «съедает» одежду и обувь.
От пневмонии до коррозии металлов
Первыми удар на себя принимают народные избранники, которые получают жалобы от недовольных горожан. Этой зимой парламентарии решили объединить усилия и положить конец «засаливанию» улиц. На очередном заседании ЗакСа они приняли обращение к вице-губернатору Владимиру Лавленцеву, в котором попросили разобраться с использованием реагентов на дорогах и тротуарах города.
В своем обращении они напомнили о пагубном воздействии технической соли как на окружающую среду, так и на здоровье людей.
«Весной с повышением температуры возрастает активность химических реакций солей с другими неорганическими веществами, образующимися в процессе эксплуатации дорог. При этом хлориды проникают в почву глубже любых других загрязняющих веществ и достигают уровня грунтовых вод, что оказывает загрязняющее воздействие на окружающую среду, - говорится в сообщении. - Кроме того, химические вещества, применяемые для борьбы с зимней скользкостью, в частности ускоряют коррозию металлических деталей автомобилей. От применения данного вида реагентов страдают не только автомобилисты, но и пешеходы, обувь которых после воздействия соли не может быть приведена в надлежащий вид».
Также, по их информации, измельченные колесами машин мелкодисперсные частицы попадают в лёгкие людей и животных, вызывая бронхиты и даже пневмонии.
В обращении депутаты просят вице-губернатора сообщить о средствах, выделенных из бюджета Петербурга на уборку снега, о количестве техники для механической уборки снега и конкретных мероприятиях в этой сфере.
«Кроме того, с учетом международного опыта представляется целесообразным предусмотреть иной механизм применения противогололедных материалов в целях создания безопасных условий движения транспорта и пешеходов на дорогах», - резюмируют депутаты, приводя опыт других стран, где вместо технической соли и песко-соляной смеси используют гранитную крошку или мелассу — патоку, которая остаётся после производства сахара.
Своевременна уборка – залог отсутствия льда
Экологи поддерживают инициативу депутатов отказаться от использования технической соли в борьбе с гололедом. Как сообщила SPB.AIF.RU пресс-секретарь токсической программы Гринпис Россия Виолетта Рябко, использование реагентов в больших количествах действительно наносит огромный вред здоровью людей. Исследования показывают, что в реагентах могут содержаться тяжелые металлы и даже ртуть.
«Превышение нормы может влиять на иммунную систему человека, вызывать заболевания дыхательных путей, даже рак», - отметила она.
Решение части проблемы активисты экологической организации видят в своевременной уборки улиц от снега.
«В нашем городе это не всегда происходит. Когда выпал снег, то не надо ждать, пока снова ударят морозы, и он превратиться в лед. Тогда без специальных препаратов трудно обойтись. Но, если сразу чистить улицы, то ледяной корки можно избежать», - пояснила она.
Говоря об опыте европейских стран, в которых используют гранитную или мраморную крошку, она заметила, что это более экологичный способ, но с ним связан ряд нюансов.
«Действительно, использование крошки наносит меньше вреда. В конце сезона ее можно собирать, мыть и использовать повторно на следующий год. Однако не на всех улицах Петербурга ее можно использовать. Так, например, в Европе на дорогах установлены специальные песколовки – лотки для сбора крошки. Они не дают ей весной стекать в канализацию. В нашем же городе такого пока нет», - рассказала она.
Контекст «соляной» борьбы
Отметим, что просьба депутатов отказаться от использования соли была принята на фоне обсуждения строительства завода по производству формиатных и ацетатных противогололедных реагентов компании ChemEco.
Изначально планировалось построить предприятие на территории бывшего асфальтового завода в Белоострове, однако местные жители выступили против.
«Площадка в Курортном районе находится в промышленной зоне и полностью соответствует всем необходимым требованиям для строительства завода. Однако с учетом мнения общественности было решено предложить инвестору и другие участки для реализации данного проекта. К примеру, предприятие может быть построено в технопарке инновационных систем в сфере городского хозяйства на территории промышленной зоны «Юго-Западная», - сообщила председатель Комитета по инвестициям Ирина Бабюк.
Ранее власти и инвестор утверждали, что реагенты, которые планируется производить на новом предприятии, представляют собой экологически чистые ацетатные (то есть представляющие собой соли уксусной кислоты), хлоридные и формиатные (соли муравьиной кислоты) соединения калия и натрия.
Общий объем инвестиций в проект строительства завода реагентов составляет 1 миллиард рублей. Планируется, что налоговые отчисления в городской бюджет составят почти 325 миллионов рублей в год.