20

Туристов отправят в свободное плавание

К первому дню лета туркомпаниям необходимо будет заручиться финансовой гарантией банка или страховщиков. Однако, по оценкам экспертов, 80 % туристических компаний Петербурга не в состоянии выполнить предписания закона. Тем временем путевки на туристический сезон 2007 года активно продаются. Что ждет наших туристов за границей летом, и что делать турфирмам?

По оценкам исполнительного директора франчайзинговой туристической сети «Мир без границ» Дмитрия Мачихина, в первую очередь пострадают маленькие компании, которые обслуживают до 500 клиентов в год. Таким образом, путевки к лету неминуемо подорожают. По предварительным подсчетам, те туры, которые стоили 500 долларов, будут стоить 1000 долларов. Из-за цен, по его словам, можно ожидать и оттока клиентов на 20 %, но не в этом, а в следующем сезоне.

Сейчас турфирмы уже продают путевки на «бархатный сезон», однако будут ли у них к тому времени те самые необходимые банковские гарантии — вопрос вопросов. Ведь выложить от 500 тыс. рублей до 10 млн. рублей безболезненно способны только крупные игроки. По идее, законотворцы вроде бы заботятся о безопасности туристов. Поскольку эти суммы будут выплачиваться «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств перед туристом». Банк или страховая компания должны оплачивать пострадавшему путешественнику компенсацию с согласия турфирмы или по судебному решению.

Это создает весьма двойственную ситуацию. Ведь трактовать «нарушение договора» можно по-разному, начиная от плохого обслуживания в гостинице и заканчивая невозможностью оказания услуг по вине туроператора. По словам руководителя Северо-Западного представительства Всероссийского союза страховщиков Петра Щербакова, новый закон не достигает главной цели — получения хорошего туристического сервиса. Крупные компании, у которых нет финансовых проблем, просто хотят очистить рынок от мелких операторов руками туристов.

Семен Таширев, директор по развитию агентской сети компании «Бон вояж», считает, что у мелких компаний есть единственный шанс на выживание — объединяться в крупные агентские сети и работать по принципу франчайзинга.

Между тем, по новому законопроекту, «порядок оказания услуг турагентами определяется правительством России», а тем временем нет даже проекта данного порядка. Таким образом, уже сейчас, если у туриста возникнет проблема, претензии должны предъявляться той фирме, которая заключала договор, т. е. агентству. А их деятельность с 1 января не регулируется никак.

Плата за путешествие

Пока даже сами банки не знают, следует ли им осваивать новый рынок услуг (предоставление гарантий), или он им вообще не нужен. По словам директора Экономико-правового центра Ассоциации банков Северо-Запада Татьяны Утеповой, многие эксперты в банковской сфере задаются резонным вопросом — каким образом банки должны отвечать за действия туроператоров? Вводя эту норму, законодатели не подумали изменить другие подзаконные акты. А финансовую гарантию можно оспорить в суде, поскольку она не является юридическим документом. «Институт защиты туриста не должен страдать от нормотворчества, — говорит Татьяна Утепова, — пока же можно сказать, что рядовой путешественник не может чувствовать себя в безопасности».

Директор Департамента розничного бизнеса Санкт-Петербургского филиала АКБ «Промсвязьбанк» Михаил Иоффе менее категоричен: «Без сомнения, предоставление финансовых гарантий туристическим компаниям существенно увеличит число потенциальных клиентов для данного банковского продукта. Так как гарантии ведущих российских банков принимаются западными партнерами, это позволит туроператорам выйти на новый уровень работы на мировом рынке туристических услуг».

Исполнительный директор Национальной академии туризма Сергей Крылов считает, что от действия нового закона пострадают в первую очередь такие направления туризма, как въездной туризм, эксклюзивный туризм и путешествия для школьников. Большим фирмам не нужны отдельные группы или индивидуальные туристы, а тем более толпы школьников, ими занимаются в основном небольшие туроператоры. Кроме того, условия, предлагаемые мелким турфирмам при слиянии и поглощении (5 % от суммы сделки), являются просто рабскими, таким образом, в ближайшее время жители города могут лишиться возможности и индивидуального выбора, и экономии. Поскольку турфирмы все равно будут поднимать цены, стараясь оправдать свои расходы на страховку и банковские гарантии. Однако у рядового потребителя нет гарантий на получение нормального гарантированного отдыха.

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах