О том, какие возможности открывает водородная энергетика человечеству, читателям «АиФ-Петербург» рассказал заведующий лабораторией полупроводниковой квантовой электроники Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе доктор физико-математических наук Сергей ГУРЕВИЧ.
«Чистые» автобусы
— Самая главная задача, которая ставится перед водородной энергетикой, — децентрализация энергоснабжения. Мы привыкли к тому, что в каждый дом любого населенного пункта проведено электричество. Но мало кто задумывается, в какие сумасшедшие затраты обходится энергоснабжение труднодоступных, дальних деревень.
Есть и другая проблема — вы наверняка помните, какие неприятные последствия были у аварий с массовым отключением электроэнергии в Москве и Нью-Йорке. А если бы каждый дом питался от своей мини-электростанции?
— Но в магазинах можно увидеть мини-генераторы — их нередко используют огородники на своих дачах.
— Да, но работают такие устройства, как правило, на бензине. Соответственно, дают сильный и ядовитый выхлоп. Водородные генераторы — экологически чистые. В их основе — так называемые «топливные элементы», это устройства, которые преобразуют химическую энергию водорода в электрическую. Из выхлопной трубы же при этом будет выделяться лишь водяной пар.
— Альтернативная и, в част.ности, водородная энергетика — тема очень «модная» и обсуждаемая. Но насколько наука от теории продвинулась к практике?
— Миниатюрные устройства с топливными элементами поступили в продажу уже в прошлом году. Пока они могут использоваться для питания небольших электронных устройств, скажем, мобильных телефонов. Но постепенно водородная энергетика войдет в нашу жизнь — она частично вытеснит и заменит привычные нам источники энергии. Конечно, гидроэлектростанции, так же как и атомные станции, никуда не исчезнут. Но выбор у потребителя будет больше.
— Когда же, по вашим оценкам, начнется массовое производство, например, автомобилей с водородными двигателями? На наш с вами век это придется?
— Уверен, что да. Вспомните, еще совсем недавно мобильная связь казалась чем-то фантастическим. Сегодня без нее практически никто не обходится. Так и здесь. Учитывая интерес, который проявляют к водородной энергетике ученые всего мира, прорыв будет очень скоро. Кстати, в Чикаго городские автобусы уже оборудованы энергетическими установками на основе топливных элементов. Такой транспорт — абсолютно чистый. Что решает и еще одну серьезную проблему современности — экологическую.
Россия была первой
— Какая страна является лидером в разработках?
— Сложно сказать. Практически все развитые страны уделяют этому вопросу серьезное внимание. Но больше всех преуспели все-таки американцы — они давно занимаются поиском альтернативной энергии и имеют мощные государственные программы поддержки данных исследований.
— А где сейчас находится Россия?
— История этого вопроса, в общем-то, типична для нашей науки в целом. Первые исследования начали проводить в СССР еще в 40-х годах! Мы были первой страной мира, которая занялась поиском альтернативных видов энергии. Настоящий прорыв произошел в 70-х — тогда на нашем космическом корабле «Буран» энергетическая установка уже работала на основе топливных элементов. Американцы в то время еще и «шатла»-то не имели. Тогда же начались и эксперименты по созданию «чистого» автомобильного двигателя.
Но в 80-х эти разработки прекратились вместе с финансированием отечественной науки. Если бы не то безвременье, в которое пришлось жить советским гражданам, мы ушли бы в своих исследованиях далеко вперед…
— Но сейчас-то государство оказывает вам поддержку?
— Да, на государственном уровне этому вопросу уделяется серьезное внимание. Впрочем, частный бизнес тоже вкладывает в эту сферу немалые инвестиции.
— Слышала, что один из богатейших людей мира, бывший генеральный директор «Норильского никеля» Михаил Прохоров ушел из добывающего бизнеса, чтобы полностью заняться водородной энергетикой. В прессе называлась сумма в 20 млрд. долл. — это деньги, которые он готов потратить на исследования. Вы не знаете, уйдут ли эти миллиарды за границу или господин Прохоров оказался патриотом?
— «Норникель» еще в 2004 году начал инвестировать в водородную энергетику — даже организовал инвестиционную компанию «Новые энергетические проекты». Насколько мне известно, главные интересы Михаила Прохорова находятся именно в России. Но часть средств он вкладывает и в зарубежные разработки. И это правильно — мы должны не изолироваться от всего мира, а как можно больше взаимодействовать и делиться идеями с коллегами из других стран.
«Водородный банкомат»
— Насколько безопасно использование водорода для производства энергии?
— Практически любое производство имеет определенные риски. Мы знаем, какой ущерб наносят гидростанции природе, или с какой опасностью сопряжена эксплуатация атомных электростанций. Водород — непростая материя, при соединении с воздухом он взрывается. Сейчас ученые всего мира ломают голову над разработкой технологий хранения и транспортировки этого вида топлива.
Как это будет выглядеть на деле? Сложно сказать. Возможна, например, установка в общественных местах устройств, напоминающих банкоматы. Подсоединили вы, скажем, к нему свой ноутбук, работающий на водородном топливе, подержали минут пять — и все готово.
— Водородная энергетика требует создания новых заводов или достаточно будет переоборудовать имеющиеся производства?
— Строительство новых предприятий — слишком сложное и затратное дело. Думаю, первое время без этого можно обойтись. Например, мы в нашем институте занимаемся в основном разработкой миниатюрных топливных элементов, которые могут быть использованы для питания портативной электронной техники. Их можно было бы производить на существующих в Петербурге электронных предприятиях, которых в городе довольно много, причем они не имеют должной загрузки. А отсюда — и новые рабочие места, и инвестиции, и подъем экономики.