В Большом зале Мариинского дворца яблоку было негде упасть. Пришли не только депутаты и главы профильных комитетов правительства, но и 160 рядовых петербуржцев, пожелавших высказать свое мнение, как тратить городскую казну. Если учесть, что в прошлом году на слушания пришли всего 9 горожан, — видно, что главный финансовый документ перестают воспринимать как далекую и чужую бумагу.
Для «нормальных» семей
По словам вице-губернатора Михаила Осеевского, валовый продукт в Северной столице сегодня растет даже быстрее, чем в России. «Черные» и «серо-буро-малиновые» зарплаты медленно, но верно превращаются в «белые». В целом же они поднялись на 30%. Живем мы по средствам. «Проедаем» немного, каждый третий рубль идет на развитие.
За три года будут приведены в порядок детский санаторий в Дюнах, больница им. Раухфуса центр в Песочной и другие объекты здравоохранения. На наших улицах станет светлее (обновятся 70 магистралей), появится больше вместительных и комфортабельных автобусов (добавятся 1620 машин), откроются новые станции метро, причем вагоны «побегут» даже по воздуху. Миллионов и миллиардов, необходимых для реализации этих планов, достаточно.
— О таких цифрах мы и не мечтали! — сказал руководитель экономического блока.
Но проблема в том, что конкретная семья часто не ощущает этих цифр «на себе». Деньги в город идут потоком, а люди все так же «давятся» в транспорте, входят в ободранные подъезды, не могут получить нужные медикаменты.
Так что горожане от мажорных тонов в эйфорию не впали. Скорее, наоборот. Вице-губернатору, не сходя с трибуны, пришлось отвечать, как учитывается инфляция при составлении бюджета, какова базовая единица расчета зар.плат врачей и учителей, да и почему говорится только о доходах. А где же расходы? Выяснилось, что по закону их сначала надо сдать в Минфин и тогда уже обнародовать.
Ольга Кузнецова интересовалась, как устранить мусорные свалки (для решения проблемы выделят 119 млн руб.). Ольгу Разумовскую заботила экологическая культура населения, а Виталия Соколова — поддержка малого бизнеса. Начальников просили не забыть о Кронштадтском кадетском корпусе, а также перестроить политику в отношении «нормальных» семей. Ведь молодые родители до 30 лет, работающие на бюджетных предприятиях и воспитывающие двоих маленьких детей, сегодня оказываются на грани нищеты. Государство им не помогает — не положено. В социальные программы они не вписываются (не ветераны, не инвалиды, не сироты). Вот когда случится беда, тогда чиновники, возможно, и обратят внимание. Но не лучше ли протянуть руку сейчас?
Особым терпением пришлось запастись Леониду Кириченко. Чтобы задать свой вопрос, он ждал с прошлых слушаний. Целый год!
— В садоводстве невозможно получить справку, что живешь там летом, — жаловался инженер. — А без нее не пересчитывают квартплату. Получается, платишь за то, чего нет.
Вице-губернатор согласился, что проблема, учитывая массовое переселение дачников, серьезная. Заверил: разберутся.
Дольщики — «за бортом»?
Не услышал четкого ответа и Сергей Николаев. Он — «обманутый дольщик», а помощь этой категории граждан в нынешнем бюджете не предусмотрена. Правда, власти пообещали, что конфликт решится, но натерпевшиеся лиха граждане, похоже, этим заверениям верят слабо.
— Включите «дольщиков» в городскую программу, дайте жилье, которое мы давно оплатили, — с отчаянием взывал Сергей.
На повышенных тонах обсуждали и высотку «Охта-центра». Татьяна Красавина, представляющая организацию «Охтинская дуга», выдала депутатам массу претензий. Почему бюджет так добр к стратегическим инвесторам. За какие суммы монополистам проданы земли в районе крепости Ниеншанц, в Таврическом саду, Комарово? Почему общественности так трудно получить документы, иллюстрирующие эти проекты. «Я полгода жизни потратила, чтобы узнать несколько цифр!»- негодовала Татьяна Владимировна.
— Ваше время истекло, — сказали ей на это.
Ничего толком не добилась и Наталья Чехова. Ее гараж на улице Корзуна попадает в зону большой стройки. 210 строений уже снесено. «Я посмотрела бы на вас, когда придут забирать ваш гараж!» — не скрывала эмоций Наталья.
…В субботу вечером мы возвращались из Павловска. На перекрестке Таллинского шоссе и проспекта Ветеранов несколько часов не работал светофор. Сразу встали четыре автомобильных потока, образовалась чудовищная пробка. Какими словами в этот момент горожане вспоминали все ветви власти, нетрудно представить. Во двор въехали уже в темноте, постоянно «ухая» в колдобины. Похоже, ни транспортная развязка, ни наш двор в бюджет города не входят.