В Петербурге тоже пьют много — город мало того что северный, промозглый, да еще и депрессивный. Многие с помощью горькой глушат тоску. Чем живут питерские алкаши, решил выяснить наш корреспондент и отправился в Общество анонимных алкоголиков.
«Неужели один алкоголик может помочь другому простыми разговорами за жизнь?» — думал я, готовясь к предстоящему визиту. По этому случаю специально оделся попроще, несколько дней не брился и не мыл голову. С пакетом в руках и в грязных башмаках пришел на собрание группы. Ожидая увидеть субъектов с красными носами в фуфайках, очень удивился, поскольку среди двадцати с лишним человек я был, пожалуй, самого непрезентабельного вида. Встретив их на улице, в жизни не подумаешь, что они больны алкоголизмом: мужчины аккуратно выбриты, женщины хорошо одеты.
Разве поверишь, что этот высокий мускулистый мужчина с бородкой-эспаньолкой раньше лежал в психдиспансере? А эта симпатичная девушка в очках и кожаной куртке — алкоголичка и наркоманка со стажем. И вчера, чтобы не сорваться и не отнести в ломбард DVD-плеер, она целый день стояла на коленях перед иконами и молилась.
И тот молодой парень — тоже алкоголик и наркоман. Сейчас «завязал» и пожинает плоды зависимостей, страдая от зубной боли и гепатита.
— Главное для новичка — воздержаться от первой рюмки, ведь в отличие от нормальных людей мы не можем остановиться. Алкоголизм — это болезнь на всю жизнь, психологическая зависимость от алкоголя всегда с тобой, — печально констатирует ведущая группу наставница. Она уже шесть лет как «подшилась», а до этого по-черному пила с бомжами.
Когда очередь дошла до меня, поведал «домашнюю заготовку» о пьющем беспробудно отце, который бил маму и таскал из дома вещи, и своем одиночестве в большом городе. В ответ — сочувствующие теплые взгляды и дружеские советы: не ходить в питейные заведения, завести дневник, расчертить лист на две половинки, внося в одну плюсы зеленого змия, в другую — минусы, чтобы увидеть, как мало приобрел и как много потерял.
По окончании встречи наставница порадовалась за меня, что я так быстро осознал опасность алкоголизма. А мне, мысленно просившему прощения у родителей за ложь, было стыдно признаться ей, что являюсь журналистом-инкогнито, подслушивающим чужие откровения. Однако и я вынес с этой встречи урок: любому оказавшемуся на обочине нужно обязательно действовать, чтобы изменить жизнь к лучшему.