Своим мнением с нами поделился старший следователь по особо важным делам Следственного комитета при прокуратуре Санкт-Петербурга Антон Брейдо. Именно этот следователь расследовал нашумевшее дело «Сосновского маньяка» Андрея Кийко и занимается делом маньяка-педофила по прозвищу «Лифтер».
- Антон Валерьевич, что самое трудное в расследовании дел о педофилах?
- Самое трудное - это найти злодея в огромном городе. Подобные преступники - обычные люди, они ничем не выделяются, и, как правило, окружение о них самого положительного мнения. Доказать вину в нынешних реалиях не так уж трудно. По делам об убийствах бывает и обратная ситуация – злодей установлен, а собрать доказательства трудно.
- Во время следствия вам приходится непосредственно работать с детьми? Насколько сложно бывает найти контакт?
- Работа с детьми - тяжкий труд. Тут на помощь приходит педагог-психолог. Бывает, конечно, что сложно установить контакт с ребенком. Ведь приходится бередить его раны. Мама, опять-таки, может психануть, во время допроса, выдать что-нибудь из серии «мы уже все давно забыли, а вы заставляете ребенка вспомнить ТАКОЕ!». Каково самому ребенку еще раз все переживать даже и представить трудно. Тяжелые бывают моменты, ничего не скажешь. Но мы стараемся, как можем, проводить минимум необходимых следственных действий, чтобы снизить травмирующие моменты для детей.
- А как сами преступники реагируют на процесс следствия?
- Они, как правило, напуганы, шокированы, особенно тем фактом, что им придется прямо сейчас ехать в тюрьму. Отлично все понимают, осознают тяжесть преступления, хотя и знают что совершают и что им за это будет. Просто у них отношения к содеянному другое. Они не могут искоренить в себе сексуальные порывы и желания. Не могут справиться с собой. Это против их природы.
- Детей им не жаль?
- Нет, не жаль. Им себя в основном жалко. Потому что попались.
- Когда, на ваш взгляд, родителям следует быть особенно осторожными? Бытует мнение, что активность преступников связана с временами года.
- Вообще, всегда надо быть осторожными. Насчет времен года – да, осенью и весной наблюдаются наиболее активные всплески преступлений на сексуальной почве. Это уже давно доказано. А у людей с определенными отклонениями наступают обострения. Это тоже научный факт. Хотя бывают исключения из правил. Например, все тот же «Лифтер». Нам известно, что он нападал и осенью, и зимой, и весной.
- Какие места наиболее привлекательны для преступника и опасны для детей?
- Самые опасные места в нашем городе – это подъезды домов. Нельзя чтобы ребенок, входил и выходил один. Приведу пример: одна бабушка поленилась спуститься за малышом, помахала рукой в окно. А «Лифтер» следом зашел. Другой случай, тоже из его «серии». Тоже бабушка. Заболела, сказала по мобильнику внуку, чтобы шел домой один. Он и пришел. С «Лифтером».
- И все же, почему они выбирают именно подъезды?
- Насильники очень осторожны. Потому что знают: то, что они делают, девяносто девяти процентам людей омерзительно. Подъезд для них оптимальное место, можно быстро ретироваться, если вспугнут. А можно спокойно расположиться на черной лестнице, куда никто не заглядывает. В квартиры наведываются реже. Для этого нужна определенная доля наглости и способность гибко реагировать на ситуацию. Ведь в квартире может оказаться кто-то из старших.
- Разве в таком случае строгий наказ «не разговаривать с незнакомыми дядями» не работает?
- Не работает. Если педофил с опытом, умеет обращаться с детьми, уведет ребенка куда угодно. Помните Псковскую историю? ( Паша Матросов и Валя Корик в Великих Луках 29 января 2007 года. По данному факту было возбуждено уголовное дело по статье 126 УК РФ (похищение человека). По версии следствия, похититель подошел к детям и предложил сняться в кино. Следствие установило возможного похитителя, был составлен фоторобот преступника, - Прим. авт.) После этой истории журналисты провели эксперимент. Договорились с одной мамой. Мама прямо перед экспериментом строго-настрого предупредила свое чадо, чтобы он никуда ни с кем не ходил и спряталась в кусты вместе со съемочной группой. Корреспондент тем временем подошел к ребенку и сказал, что снимает кино, и предложил пойти с ним. Малыш заколебался. Потом журналист, заявил, что «меня твоя мама послала, и я за тобой пришел». Мама тем временем с круглыми глазами наблюдала, как ее послушный ребенок уходит с журналистом.
- И что же в таком случае делать родителям?
- Во-первых, постоянно контролировать ребенка. И потом – проигрывать ситуации. Репетировать. Попросить друзей или знакомых поучаствовать в инсценировке. Дедушку, наконец, заставить переодеться. Чтобы ребенок не открывал дверь посторонним людям, не шел за ними никуда. Чтобы не предлагали и не обещали. Я лично считаю, что насилие над детьми это такой пласт преступлений, который родители могут на 100% предотвратить. Это мое личное мнение.
P.S. Как стало известно корреспонденту «АиФ-Петербург», подозреваемого в нападении на 9-летнюю девочку на проспекте Энтузиастов недавно задержали правоохранительные органы.