Судьба иноверческих храмов разделила судьбу православных: после революции многие из них были закрыты или уничтожены, но в последние годы они открываются и реставрируются, так что в Петербурге и сегодня - самое большое количество иноверческих церквей в России.
За свободу веры
Свободу вероисповедания в России установил Петр. В 1702 году он выпустил манифест, который призывал к веротерпимости, искоренению вражды, провозглашал религиозные свободы. При Петре разрешения на постройку храмов давались беспрепятственно. А первая в городе лютеранская кирха Св. Анны стояла в самом сердце столицы, в Петропавловской крепости, рядом со строящимся собором Св. Петра и Павла. Император не только бывал в иноверческих храмах: на открытии реформаторской церкви он самолично крестил младенца. Заложенные Петром традиции веротерпимости продолжались до революции. Невский, на котором появились храмы разных конфессий, называли «улицей веротерпимости и свободы». Интересно, что указ о веротерпимости был повторен в 1905 году.
Императорский подарок католикам
Уже в 1706 году в Петербурге был католический приход, а первую деревянную церковь Апостола Петра строил главный архитектор города Трезини. Затем католики получили место на Невском, и до сих пор здесь стоит костел Св. Екатерины. Кстати, он назван в честь покровительницы российской императрицы. Сама Екатерина Вторая подарила храму большую алтарную картину. Больше всего среди прихожан было поляков, а также французов, итальянцев, немцев. Храм был главным в столице, здесь хранились мощи святых, даже - Божией матери, и частица Креста Господня. Здесь молились приезжавшие в столицу Мицкевич, Бальзак, Дюма, Лист. Здесь был погребен умерший в Петербурге последний польский король Станислав-Август Понятовский. В 1938 году костел закрыли и разграбили: утварь, иконы и книги из великолепной библиотеки выбросили на улицу. Только через полвека, в 1990 году, храм вернули католической общине.
Духовный центр лютеран
Поначалу немцы и голландцы, служившие в Петербурге, молились в доме адмирала Крюйса, который располагался на месте Зимнего дворца. Петр Второй подарил общине участок земли на Невском, где и стоит Петрикирхе - главный духовный центр лютеран Петербурга. Свой нынешний облик храм получил в 1838 году, по проекту Александра Брюллова, брата знаменитого живописца. В XIX веке Петрикирхе была самой богатой среди всех лютеранских церквей в России, с самым большим приходом, а в ХХ подверглась страшному осквернению: здесь устроили бассейн, а все ценные вещи или были вывезены в Эрмитаж, или бесследно исчезли, как крупнейший в городе орган знаменитой фирмы «Валкер». На протяжении многих лет не могло быть и речи о возвращении здания верующим - здесь ведь «укрепляли здоровье» горожане. Только в 1992 году - позже всех иноверческих - здание передали немецкой лютеранской общине.
Нужна вторая мечеть
Петербургская соборная мечеть - самая крупная на севере Европы. Признание ислама как официально дозволяемой религии в России последовало в 1788 году. Однако до ХХ века у петербургских мусульман культового здания не было, молитвенные залы размещались в арендованных помещениях, при этом богослужения по большим праздникам (Рамадан, Курбан-байрам) - даже в залах Городской Думы. Разрешение на строительство соборной мечети Николай Второй подписал в 1907 году. Деньги собирали по всей России, одним из главных меценатов стал князь Феликс Юсупов - потомок татарского хана Юсуфа. В конкурсе на строительство победил архитектор Васильев, а голубую майолику на фасаде создал керамист Ваулин, дед композитора Андрея Петрова. Первая служба прошла в 1913 году, но после революции мечеть разграбили, а в 1940 году закрыли. Интересно, что послевоенному открытию способствовали президент Индии Джавахарлал Неру и президент Индонезии Сукарно, с которыми власти заигрывали. Богослужения возобновились в 1956-м. Мечеть вмещает до 5 тысяч человек, но в Петербурге проживает более 70 тысяч мусульман, поэтому планируется открыть еще одну мечеть - в Коломягах.
Синагога не закрывалась
Еврейская община Петербурга в XIX веке была не очень многочисленной - около 10 тысяч человек, но играла большую роль в экономической жизни города и страны. В столице было несколько молелен, наконец, разрешение на строительство синагоги было подписано императором Александром Вторым. В конкурсе победил проект Л. Бахмана и И. Шапошникова, примечательно, что этот известный архитектор был отцом Елены Ивановны Рерих, супруги Николая Рериха, которая посвятила жизнь поискам новой религии. Строительство синагоги завершили в 1893 году. В 1930-м она была закрыта местными властями, но через несколько месяцев, после жалобы руководителей общины в Москву, вновь открыта. В советское время здание разрушалось, но ему неожиданно повезло: перед московской Олимпиадой синагога попала в число экскурсионных объектов, поэтому началась реставрация, и сейчас синагога выглядит великолепно.
Дацан - крупнейший в Европе
Согласие на строительство буддийского храма в Петербурге дал Николай Второй: в России в начале ХХ века очень увлекались восточными религиями. Дацан задумывался не только как молельня, но и как музей и центр восточной культуры в России и даже Европе. Он до сих пор остается самым крупным буддийским храмом в Европе. Деньги на постройку пожертвовали Далай Лама XIII, бурятские, монгольские, калмыцкие, тувинские, русские и даже - английские буддисты. Проект составил модный в то время архитектор Барановский, построивший и Елисеевский магазин. В строительном комитете был Николай Рерих. В 1913 году, в день празднования 300-летия Императорского дома, прошла первая служба. Ну, а в 1919-м дацан разграбили, сожгли уникальную библиотеку тибетских манускриптов, разбили статую Будды. В 1937 году храм был закрыт, и только в 1990-м возвращен верующим.