Примерное время чтения: 4 минуты
115

Как создать хорошую полицию?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Аргументы и Факты - Петербург 18/08/2010

Однако Юрий Новолодский, президент Балтийской коллегии адвокатов имени А. Собчака, государственный советник юстиции 2-го класса, считает, что реформа значительно недоработана:

- Нормативно-правовое регулирование деятельности полиции - важная и ответственная миссия любого государства. В связи с этим такое регулирование должно осуществляться исключительно законом. Закрепление в одном базовом законе основных положений, регулирующих деятельность полиции, диктуется самим смыслом и содержанием правового государства, которое предполагает верховенство закона над решениями отдельных должностных лиц или органов исполнительной власти. К сожалению, статья 3 законопроекта, формируя понятие правовой основы деятельности полиции, включила в эти основы широкий круг иных законов Российской Федерации, а кроме них ещё и «нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел». Получается, что правовые основы деятельности полиции в значительной мере будут определяться волеизъявлением должностных лиц государства, а не волей законодателя, что характеризует законопроект не с лучшей стороны.

Статья 2 законопроекта, определяющая «Основные направления деятельности полиции», устанавливает возможность определения этих направлений помимо базового закона ещё и «иными федеральными конституционными и федеральными законами», что неоправданно с позиции законодательной техники и может привести в дальнейшем к законодательному «размыванию» механизма определения основных направлений деятельности полиции.

Контролёр - общество

Теперь несколько слов о главном недостатке законопроекта.

Все беды сегодняшней милиции состоят в полной её бесконтрольности и безответственности. Для того чтобы создать хорошую полицию, нужно в законопроекте закрепить механизмы контроля за её деятельностью. Прежде всего общественный контроль за деятельностью полиции.

На федеральном, региональном и местном уровнях должны быть созданы контрольные советы, состоящие из лиц с безупречной общественной репутацией, которые должны осуществлять свою контрольную деятельность на основе специального положения об этих советах, утверждённого Указом Президента России. Созданию и деятельности этих контрольных общественных советов должна быть посвящена отдельная глава в проекте закона «О полиции». Формирование этих советов должно происходить без участия органов полиции. Полномочий, которыми будут наделены эти советы, должно быть достаточно для быстрого и эффективного реагирования с помощью администрации Президента на любые факты существенных отклонений в деятельности полиции от эталона этой деятельности, закрепленной в законе.

Важность общественного контроля за деятельностью полиции определяется самой жизнью. Государственный контроль за полицией, в том виде, как он прописан в законопроекте, не приведёт к желаемым результатам. Статья 51 законопроекта возлагает государственный контроль за деятельностью полиции «на Президента, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы», в пределах их полномочий.

Камера в каждом околотке?

Возможен ли эффективный президентский контроль за деятельностью полиции, состоящей из миллиона сотрудников? Как практически сможет Президент осуществить этот контроль? Возможно, с помощью видеокамер, установленных в каждом полицейском околотке, и принимающих устройств, установленных в рабочем кабинете, дома и на даче Президента? Неэффективность очевидна. Кому ещё предлагает законопроект участвовать в государственном контроле? Госдуме и Совету Федерации. Ну, это не что иное, как откровенная профанация самой идеи. Парламентский контроль может носить лишь разовый, выборочный характер. Государственный контроль возложен законопроектом также и на судебные органы страны.

Могу сказать, что судебный контроль за деятельностью полиции, через осуществление функции правосудия, является эффективным механизмом в любом правовом государстве. Однако в России до судебных разбирательств в лучшем случае доходит один из тысячи случаев грубейших нарушений, допущенных сотрудниками внутренних дел в отношении граждан и организаций.

К сожалению, обсуждаемый законопроект не несёт в себе конструктива, способного сделать российскую полицию хоть чуть-чуть лучше российской милиции. Более того - он практически гарантирует, что полиция будет хуже, в связи с чем я не считаю нужным выделять какие-либо «достоинства» этого законопроекта.

С самим законопроектом можно ознакомиться здесь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах