С 3 ноября в Петербурге мигрантам, работающим в сфере доставки, стали блокировать доступ к приложениям. Они больше не могут бронировать смены и брать заказы через специальные сервисы.
По примеру такси
Постановление, которое запрещает иностранным гражданам, работающим по патентам, трудиться курьерами, губернатор Северной столицы Александр Беглов подписал еще в августе. Тогда на «корректировку кадровой политики» компаниям дали три месяца. Власти объяснили меру борьбой с теневой занятостью, повышением качества и безопасности услуг и созданием рабочих мест для россиян — прежде всего для молодёжи и студентов. Ранее аналогичный запрет был введен в отношении такси.
Ограничение затрагивает как пеших курьеров, так и доставщиков на автомобилях. При этом не важно, что именно они доставляют, будь то продукты, цветы или мебель.
Действие запрета распространяется на приезжих из стран, для которых установлен безвизовый режим въезда, — Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдавии и Украины. А вот граждан Евразийского экономического союза, то есть Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии эта мера не коснется: они имеют возможность работать в России на тех же основаниях, что и сами россияне.
Запрет ударит по ценам
По данным Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России МАКС, в Петербурге в сфере доставки работают более 60 тысяч человек, из них около 12 тысяч — мигранты.

Бизнес воспринял новость о запрете без воодушевления и предупредил о болезненном переходе. По словам замруководителя одного из сервисов доставки Максима Рожнева, мера может привести к росту цен на такси на 10-15%, а на доставку — более чем вдвое. «Новый запрет усугубляет и без того имеющийся дефицит кадров. В Петербурге уже сейчас не хватает водителей такси и курьеров, чтобы покрыть растущий спрос. После вступления в силу запрета на работу по патентам дефицит исполнителей увеличится до 40 тысяч человек», — отметил он.
Эксперты также считают, что запрет увеличит издержки компаний, а платить в итоге придется обычным гражданам. «В течение 3–5 месяцев может наблюдаться сбой в доставках. В этот период стоимость может вырасти до 50%, а затем стабилизироваться на уровне плюс 25%», — прогнозирует экономист Инна Литвиненко. Впрочем, ее коллега Дмитрий Прокофьев допускает, что цены могут остаться на прежнем уровне, но доставку придется ждать гораздо дольше.
Кроме того, существует опасность расширения «серого» сегмента рынка: агрегаторы прямо указывают на риск ухода части исполнителей в теневой сектор в связи с введением ограничительных мер.
Вопрос времени
Несмотря на запрет, цены на доставку в крупнейших агрегаторах пока остаются на прежнем уровне, убедился обозреватель spb.aif.ru. Немного выросло время доставки — но это, скорее всего, связано с плохой погодой в Северной столице.
Как рассказал курьер одного из онлайн-супермаркетов Михаил, некоторым его знакомым иностранцам действительно несколько дней назад пришло смс с уведомлением о прекращении сотрудничества. Их попросили сдать фирменную одежду и термосумки, а также ограничили доступ в приложение.
При этом, по словам Михаила, на складе пока не наблюдается недостатка сотрудников. «Возможно, компания уже нашла на замену других работников. Во всяком случае в последнее время я стал чаще видеть новые лица на утренних перекличках», — рассказал собеседник.
Если судить по примеру такси, повышение цен — это вопрос времени. В первые месяцы после запрета на работу мигрантов, у таксопарков получалось удерживать стоимость поездок на прежнем уровне, однако в последнее время цены взлетели до небес. Похожая судьба может ждать и доставку, но делать выводы пока еще рано.