В мае-июне 2000 года на экраны вышел один из самых рейтинговых сериалов за всю историю российского телевидения «Бандитский Петербург». Он состоял из 10 фильмов-сезонов, и новые серии появлялись вплоть до 2007 года, но культовыми стали первые три, вышедшие в 2000-2001-х: «Барон», «Адвокат» и «Крах Антибиотика».
Причина популярности сериала не только в закрученном сюжете и игре актёров, но и в том, что впервые в кино так подробно и достоверно был показан криминальный разгул 90-х. Реализм доходил до того, что эпизодические роли в фильме исполнили настоящие бандиты.
Как снимали «Бандитский Петербург», кто был прототипом «Антибиотика» и зачем сейчас создавать ремейк популярного телесериала — в нашем материале.
Основано на реальной жизни
По словам сценариста «Бандитского Петербурга» Андрея Константинова (к сожалению, ушел из жизни в декабре 2023 года, — прим.ред.) впервые идея сериала, который был бы посвящен разгулу преступности в Северной столице, появилась еще в начале 90-х. Тогда Константинов (настоящая фамилия Баконин) работал в петербургских СМИ, специализируясь на криминальных историях.
Убедительности его текстам придавало то, что журналист был знаком со многими героями и антигероями своих заметок. Константинов получил образование на восточном факультете Ленинградского госуниверситета, служил военным переводчиком в Ливии, активно занимался спортом. И на его глазах бывшие советские граждане искали себя в новой постперестроечной реальности. Кто-то из спортивных залов и армейских казарм шел в братву, кто-то напротив надевал погоны милиционера и начинал прессовать поднимавшие голову ОПГ. Но при этом все хотели заниматься бизнесом и делать деньги.
Заваривался кровавый и крутой бульон, хроникером которого и стал бойкий на перо Константинов. Его статьи и репортажи постепенно оформились в документальный цикл, который получил название (сначала неофициальное) «Бандитский Петербург».
Басилашвили получал 150 долларов
В начале 90-х режиссер Валерий Огородников предложил сделать на этой основе художественный фильм, но проект не состоялся — не удалось найти деньги. Зато это получилось чуть позже у Владимира Бортко. К тому моменту Константинов уже стал писателем, автором серии криминальных романов, и именно они были взяты за основу будущего сериала.
«Все началось с того, что ко мне пришел режиссер Владимир Бортко, который хотел, чтобы я написал сценарий про разборки между бандами. Я ему сказал: „Так вот у меня уже есть книжка „Адвокат“. Она была в такой аляповатой обложке. На ней: грудастая мадам и дебил с автоматом. Такая мода у издателей была. И Бортко очень не хотел ее брать, говорил: „Я такое не читаю“. Я говорю: „Ну, возьмите“. Он согласился», — вспоминал Константинов.
И роман захватил Бортко. Как позже признавался режиссер, он «проглотил» его за ночь. И решил во чтобы то ни стало экранизировать. Но нужны были деньги. И их удалось найти с помощью уголовного розыска.
Андрей Константинов на встрече со своим знакомым, бывшим начальником угро, перешедшим на работу в бизнес-структуры, пожаловался, что, мол, идея прекрасная, да денег на съемки не хватает. А тот посоветовал знакомого банкира, который был настоящим фанатом книжек Константинова. Так был найден спонсор.

Любопытно, что первые 15 серий режиссер снял всего лишь на одну камеру. На серию тратили около 30 тысяч долларов. В эту сумму входила и оплата гонораров.
«Если посмотреть первые 15 серий, там любая даже самая маленькая роль — это звезда. Объяснение очень простое: все изголодались по работе, все были не заняты, все были готовы за копейки сниматься. Самый большой гонорар был у Джигарханяна, который сразу сказал: „Полторы тысячи долларов — съемочный день. Сценарий можете не присылать“. Остальные все играли за гораздо меньшие деньги. Например, Басилашвили — за 150 долларов. Все радовались просто возможности работать, ощущать себя востребованными», — рассказывал Константинов.
Герои и прототипы
Чтобы сэкономить (и для достоверности) в массовку позвали множество людей, которые вообще не имели отношения к кино, зато были своими в том самом теневом мире Петербурга. В основном они играли эпизодические роли, но на экране «засветился» и основатель охранного предприятия «Балтик-Эскорт» Роман Цепов. В будущем он получит прозвище Серый кардинал Петербурга и скончается в результате отравления в 2004 году, а к моменту съемок в фильме за его спиной уже будут уголовные дела, обвинения в вымогательстве и пять неудачных покушений.

У целого ряда персонажей фильма были прототипы из числа реальных преступных авторитетов или стражей порядка.
К примеру, считается, что прообразом Гургена (в исполнении Джигарханяна) могли быть московские авторитеты Отари и Амиран Квантришвили, а прототипом майора Никиты Кудасова стал старший оперативник отдела по раскрытию заказных убийств Николай Аулов.
А вот с прототипом главного злодея первых трех фильмов Антибиотиком до сих пор существует много неясностей. Распространено мнение, что у персонажа, которого сыграл Лев Борисов, также есть конкретный прообраз из числа лидеров бандитских ОПГ Петербурга, но сам Константинов неоднократно это опровергал.
По его словам, «Антибиотик все-таки собирательный герой», а черты характера и особенности поведения он позаимствовал не у какого-то вора в законе, а у бывшего лидера советского комсомола, ставшего после перестройки известным банкиром, Дмитрия Филиппова.
«Безусловно, я имел в виду Филиппова по манере говорить, по каким-то чертам характера, но Филиппов не был вором. Филиппов был официальным человеком, самым молодым министром в Советском Союзе в свое время», — объяснял Константинов.
А сам Константинов стал прототипом журналиста Андрея Обнорского, роль которого исполнил Александр Домогаров. У «белого» и «черного» Адвокатов — в исполнении Дмитрия Певцова и Алексея Серебрякова — реальных прототипов, как считается, не было.
Зачем снимать ремейк?
Успех первых трех фильмов привел к тому, что сериал решили продолжать. Однако прежнее обаяние, которое обеспечивалось, как ни странно, во многом именно малобюджетностью съемок, постепенно улетучивалось. Сам Константинов и вовсе считал, что «Бандитский Петербург» состоит только из 7 фильмов, последние 3 сняты с нарушением авторских прав и никакого отношения к первоначальной версии не имеют.
В мае 2025 года стало известно о планах снять ремейк «Бандитского Петербурга». Якобы один из российских телеканалов приобрел права на экранизацию произведений Андрея Константинова у вдовы писателя.
Композитор Игорь Корнелюк, написавший главную музыкальную тему сериала «Город, которого нет», уверен, что это идея обречена на провал, так как «все ремейки хуже оригинала». Режиссер Владимир Бортко отнесся к идее философски «просто людям хочется кушать», а Дмитрий Певцов заявил, что «бандитские истории в современных реалиях уже не так актуальны, а тема 90-х в киноискусстве исчерпала себя».
И в самом деле — феномен «Бандитского Петербурга» был не в том, что он первым подробно рассказал обывателю о том, как живут, что чувствуют, как любят и умирают парни в кожаных куртках с золотыми цепями на шеях. А в том, что антигерои сериала жили на одной лестничной клетке с телезрителем, ходили с ним по тем же улицам и покупали (или отбирали) сигареты в одном и том же коммерческом ларьке по соседству.
Та реальность ушла, и потому эффект «узнавания» создать уже не удастся. Наверное, это и к лучшему.