Пандемия коронавируса может значительно изменить облик крупных городов. Деревянные многоэтажки, трансформирующиеся в госпитали общественные пространства и закрытые куполом столики в ресторанах - все это уже становится реальностью. Какими будут «постковидные» города, «Аргументы и Факты» выяснили вместе с экспертами.
«Быстрый рост городов во многом стал причиной различных заболеваний во всем мире. Пора «замедлиться», - считает советник ректора Университета ИТМО по урбанистике Михаил Климовский.
Города-пылесосы
Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Как, по вашему мнению, коронавирус изменил города и страны?
Михаил Климовский: Способность к адаптации стала главным трендом в урбанистке. Сегодня понятно, что важно иметь городские пространства, которые можно быстро переделать под необходимый формат. Условно говоря, был торговый комплекс - стал госпиталь. Значительно пересматриваются и материалы, из которых эти здания должны быть построены, делается ставка на бóльшую экологичность. Например, в Скандинавии уже есть небоскребы из древесины. Будут использоваться технологии, которые позволяют на 30-40% снизить вес конструкций, что значительно ускорит строительство и возможную трансформацию.
На данный момент существует несколько подходов к тому, как должен выглядеть город будущего. Первая группа по-прежнему нацелена на рост агломераций. Грубо говоря, это мегаполисы-локомотивы, которые стремятся к увеличению своей территории, промышленного производства, привлечению трудовых ресурсов. Например, Москва.
Вторая группа - так называемые «медленные города». Они своей целью ставят не гонку за экономическими показателями, а улучшение качества жизни за счет замедления ее ритма, ставки на защиту окружающей среды, культурное разнообразие и т. п. Из мегаполисов такой концепции частично придерживается Амстердам.
- К какой группе относится Петербург?
- Петербург, как и Москву, нередко называют «городом-пылесосом», который стягивает ресурсы из регионов и растет вширь. У нас идет ударный ввод квадратных метров на границах с областью, создаются промышленные кластеры, растет число новых жителей. К слову, такое «расползание» мегаполисов во многом стало и причиной различных пандемий во всем мире. Вырубка лесов ради строительства, сокращение ареала обитания животных сделали нас опасными соседями. А как известно, все крупнейшие вирусы - животного происхождения. При планировании развития городов с этим тоже необходимо считаться. Если продолжать разговор о негативном влиянии коронавируса на городскую среду, то это возврат к активному использованию пластика, от которого мы только начали отказываться, а также шаг назад в шеринговой экономике (совместное потребление).
Сбежать в Ленобласть
- Однако если заводы действительно приносят городу деньги, как его может прокормить «зеленая экономика»?
- На самом деле «зеленая экономика» может быть не менее выгодной. Из-за пандемии тренд на дезурбанизацию - отток населения из городов в сельскую местность - только усилился. Тем более что многие компании сегодня частично переводят сотрудников на удаленную работу. Это будет развиваться и дальше, появятся новые девелоперские проекты типа «деревень айтишников», которые изначально привлекают людей с большим стартовым капиталом. В России пока эти форматы слабо развиты, известна одна из таких локаций в сочинских горах. Но Ленобласть также могла бы стать идеальным местом для организации подобных поселений.
А вот ставка на бесконечный рост мегаполиса и гонка за ВВП может как раз загнать в ловушку. Ведь в итоге если мы посмотрим на привлекаемую рабочую силу, на районы с новым жильем, увидим, что город растет количественно, но не качественно. Одним из мегаполисов, который отказался от этой гонки и кардинально поменял свою концепцию развития, стал Портленд (США). И в экономическом плане он от этого только выиграл.
- Сегодня власти европейских городов активно пересаживают население на велосипеды. А мы?
- В Петербурге это довольно сложно сделать из-за особенностей климата. Но чтобы хотя бы в теплое и сухое время заставить петербуржцев предпочесть велосипеды автомобилям, нужно провести колоссальную работу. В том числе - сделать владение личным автотранспортом менее выгодным за счет высоких транспортных налогов, цен на парковки и даже запрета на въезд в исторический центр. Попутно развивая велоинфраструктуру. Пока этого нет, даже пандемия не станет стимулом к покупке двухколесного коня.
Что станет с общепитом?
Доктор социологических наук, экономист Юрий Веселов отмечает, что это не первая эпидемия, которую пережил ресторанный бизнес Петербурга.
Так, в 1708 году, когда город еще строился, по всей Европе началась эпидемия чумы, из-за которой только в Стокгольме умерла половина населения. Петербург закрывают, кругом ставят кордоны, а проезжающих в обход их Петр I приказывает «просто вешать». Однако развитию общепита это не помешало. Активно открываются голландские трактиры, ведь военных и строителей нужно кормить.
«В 1760-е в город пришла оспа. Екатерина II и Павел I прививались тогда опасным методом - штаммом человеческой оспы, - продолжает собеседник. - На это время пришелся бум открытия французских ресторанов. Пережил петербургский общепит и несколько эпидемий холеры (1830-1831, 1892-1895 гг.), и страшную «испанку» (1918-1920 гг.), значительно пострадав лишь во время прихода к власти большевиков.
Коронавирус также не убьет наш общепит. Эпидемия закончится, и этот бизнес будет развиваться еще активнее, чем раньше. Безусловно, не все заведения переживут такую экономическую встряску. Оборот общественного питания в городе в прошлом году снизился на 29% (в области - на 31%), более 400 заведений закрылись. Но даже в столь тяжелые времена появились более 100 новых.
Что касается интерьеров, здесь вряд ли стоит ждать особых изменений. Погода и средства не позволяют нам накрывать столики куполами, организовывать террасы в любое время года и «свободную рассадку». Наоборот, наши рестораны сжимаются по площади, так как аренда помещений слишком дорога!».
Справка
- В Петербурге работают 5,5 тыс. заведений общепита, в Москве - 12 тыс.
- В Петербурге на 1000 жителей приходится 90 посадочных мест в заведениях общепита, в Москве - 50, что ниже нормы. В крупных городах Европы - в среднем 150 мест на тысячу.
- 50% петербуржцев вообще не ходят в рестораны и кафе.
Как мегаполисы отреагировали на пандемию?
Париж. Многие центральные улицы стали пешеходными. Для велосипедистов дополнительно обустроили 650 км полос, чтобы разгрузить общественный транспорт. Открылись бесплатные пункты техобслуживания и ремонта двухколесных коней, велопарковки и курсы, где можно научиться ездить на велосипеде.
Милан. Мэрия планирует трансформацию 35 км улиц, существенно расширив тротуары и создав дополнительные велосипедные дорожки. Часть улиц сделают пешеходными, а на некоторых ограничат скорость до 30 км/ч. Кроме того, власти Италии выделяют по 500 евро жителям крупных городов на покупку велосипеда или электробайка.
Нью-Йорк. В городе перекрыли около 160 км автомобильных дорог, чтобы по ним могли передвигаться пешеходы с 8 утра до 8 вечера. Кроме того, еще в начале пандемии появилась специальная карта, где отмечены широкие пешеходные улицы - там можно без проблем соблюдать социальную дистанцию.
Барселона. Кафе и ресторанам разрешили использовать больше места на тротуарах, чтобы владельцы заведений могли увеличить число посетителей и рассадить их на безопасном расстоянии. Под летние террасы отдали и некоторые участки проезжей части, предварительно отгородив их. Также значительно увеличат число пешеходных улиц и велосипедных дорожек.
Москва. Идет обустройство новых пешеходных зон и велодорожек, в том числе и временных. Последние летом 2020-го оборудовали на пяти центральных улицах. За тем, чтобы автомобилисты не парковались на велодорожках, следит велопатруль. Также есть идея дать налоговые льготы компаниям, которые простимулируют сотрудников ездить в офис на велосипедах.
Петербург. Городским ресторанам и барам разрешили в упрощенном порядке устанавливать веранды и уличную мебель, чтобы можно было рассадить клиентов на свежем воздухе и безопасном расстоянии. Временные велосипедные полосы организовать не удалось, но разработана интерактивная карта приоритетных маршрутов велодвижения.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть