133

Деревня айтишников и музей-госпиталь. Как COVID-19 меняет облик мегаполисов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 2. Аргументы и факты - Петербург 13/01/2021 Сюжет Ситуация с коронавирусом в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Петербург, как и Москву, нередко называют «городом-пылесосом», который стягивает ресурсы из регионов и растет вширь.
Петербург, как и Москву, нередко называют «городом-пылесосом», который стягивает ресурсы из регионов и растет вширь. pixabay.com

Пандемия коронавируса может значительно изменить облик крупных городов. Деревянные многоэтажки, трансформирующиеся в госпитали общественные пространства и закрытые куполом столики в ресторанах - все это уже становится реальностью. Какими будут «постковидные» города, «Аргументы и Факты» выяснили вместе с экспертами.

«Быстрый рост городов во многом стал причиной различных заболеваний во всем мире. Пора «замедлиться», - считает советник ректора Университета ИТМО по урбанистике Михаил Климовский.

Города-пылесосы

Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Как, по вашему мнению, коронавирус изменил города и страны?

Михаил Климовский: Способность к адаптации стала главным трендом в урбанистке. Сегодня понятно, что важно иметь городские пространства, которые можно быстро переделать под необходимый формат. Условно говоря, был торговый комплекс - стал госпиталь. Значительно пересматриваются и материалы, из которых эти здания должны быть построены, делается ставка на бóльшую экологичность. Например, в Скандинавии уже есть небоскребы из древесины. Будут использоваться технологии, которые позволяют на 30-40% снизить вес конструкций, что значительно ускорит строительство и возможную трансформацию.

На данный момент существует несколько подходов к тому, как должен выглядеть город будущего. Первая группа по-прежнему нацелена на рост агломераций. Грубо говоря, это мегаполисы-локомотивы, которые стремятся к увеличению своей территории, промышленного производства, привлечению трудовых ресурсов. Например, Москва.

Вторая группа - так называемые «медленные города». Они своей целью ставят не гонку за экономическими показателями, а улучшение качества жизни за счет замедления ее ритма, ставки на защиту окружающей среды, культурное разнообразие и т. п. Из мегаполисов такой концепции частично придерживается Амстердам.

- К какой группе относится Петербург?

Петербург, как и Москву, нередко называют «городом-пылесосом», который стягивает ресурсы из регионов и растет вширь. У нас идет ударный ввод квадратных метров на границах с областью, создаются промышленные кластеры, растет число новых жителей. К слову, такое «расползание» мегаполисов во многом стало и причиной различных пандемий во всем мире. Вырубка лесов ради строительства, сокращение ареала обитания животных сделали нас опасными соседями. А как известно, все крупнейшие вирусы - животного происхождения. При планировании развития городов с этим тоже необходимо считаться. Если продолжать разговор о негативном влиянии коронавируса на городскую среду, то это возврат к активному использованию пластика, от которого мы только начали отказываться, а также шаг назад в шеринговой экономике (совместное потребление).

Сбежать в Ленобласть

- Однако если заводы действительно приносят городу деньги, как его может прокормить «зеленая экономика»?

- На самом деле «зеленая экономика» может быть не менее выгодной. Из-за пандемии тренд на дезурбанизацию - отток населения из городов в сельскую местность - только усилился. Тем более что многие компании сегодня частично переводят сотрудников на удаленную работу. Это будет развиваться и дальше, появятся новые девелоперские проекты типа «деревень айтишников», которые изначально привлекают людей с большим стартовым капиталом. В России пока эти форматы слабо развиты, известна одна из таких локаций в сочинских горах. Но Ленобласть также могла бы стать идеальным местом для организации подобных поселений.

А вот ставка на бесконечный рост мегаполиса и гонка за ВВП может как раз загнать в ловушку. Ведь в итоге если мы посмотрим на привлекаемую рабочую силу, на районы с новым жильем, увидим, что город растет количественно, но не качественно. Одним из мегаполисов, который отказался от этой гонки и кардинально поменял свою концепцию развития, стал Портленд (США). И в экономическом плане он от этого только выиграл.

- Сегодня власти европейских городов активно пересаживают население на велосипеды. А мы?

- В Петербурге это довольно сложно сделать из-за особенностей климата. Но чтобы хотя бы в теплое и сухое время заставить петербуржцев предпочесть велосипеды автомобилям, нужно провести колоссальную работу. В том числе - сделать владение личным автотранспортом менее выгодным за счет высоких транспортных налогов, цен на парковки и даже запрета на въезд в исторический центр. Попутно развивая велоинфраструктуру. Пока этого нет, даже пандемия не станет стимулом к покупке двухколесного коня.

Что станет с общепитом?

Доктор социологических наук, экономист Юрий Веселов отмечает, что это не первая эпидемия, которую пережил ресторанный бизнес Петербурга.

Так, в 1708 году, когда город еще строился, по всей Европе началась эпидемия чумы, из-за которой только в Стокгольме умерла половина населения. Петербург закрывают, кругом ставят кордоны, а проезжающих в обход их Петр I приказывает «просто вешать». Однако развитию общепита это не помешало. Активно открываются голландские трактиры, ведь военных и строителей нужно кормить.

«В 1760-е в город пришла оспа. Екатерина II и Павел I прививались тогда опасным методом - штаммом человеческой оспы, - продолжает собеседник. - На это время пришелся бум открытия французских ресторанов. Пережил петербургский общепит и несколько эпидемий холеры (1830-1831, 1892-1895 гг.), и страшную «испанку» (1918-1920 гг.), значительно пострадав лишь во время прихода к власти большевиков.

Коронавирус также не убьет наш общепит. Эпидемия закончится, и этот бизнес будет развиваться еще активнее, чем раньше. Безусловно, не все заведения переживут такую экономическую встряску. Оборот общественного питания в городе в прошлом году снизился на 29% (в области - на 31%), более 400 заведений закрылись. Но даже в столь тяжелые времена появились более 100 новых.

Что касается интерьеров, здесь вряд ли стоит ждать особых изменений. Погода и средства не позволяют нам накрывать столики куполами, организовывать террасы в любое время года и «свободную рассадку». Наоборот, наши рестораны сжимаются по площади, так как аренда помещений слишком дорога!».

Справка

  • В Петербурге работают 5,5 тыс. заведений общепита, в Москве - 12 тыс.
  • В Петербурге на 1000 жителей приходится 90 посадочных мест в заведениях общепита, в Москве - 50, что ниже нормы. В крупных городах Европы - в среднем 150 мест на тысячу.
  • 50% петербуржцев вообще не ходят в рестораны и кафе.

Как мегаполисы отреагировали на пандемию?

Париж. Многие центральные улицы стали пешеходными. Для велосипедистов дополнительно обустроили 650 км полос, чтобы разгрузить общественный транспорт. Открылись бесплатные пункты техобслуживания и ремонта двухколесных коней, велопарковки и курсы, где можно научиться ездить на велосипеде.

Милан. Мэрия планирует трансформацию 35 км улиц, существенно расширив тротуары и создав дополнительные велосипедные дорожки. Часть улиц сделают пешеходными, а на некоторых ограничат скорость до 30 км/ч. Кроме того, власти Италии выделяют по 500 евро жителям крупных городов на покупку велосипеда или электробайка.

Нью-Йорк. В городе перекрыли около 160 км автомобильных дорог, чтобы по ним могли передвигаться пешеходы с 8 утра до 8 вечера. Кроме того, еще в начале пандемии появилась специальная карта, где отмечены широкие пешеходные улицы - там можно без проблем соблюдать социальную дистанцию.

Барселона. Кафе и ресторанам разрешили использовать больше места на тротуарах, чтобы владельцы заведений могли увеличить число посетителей и рассадить их на безопасном расстоянии. Под летние террасы отдали и некоторые участки проезжей части, предварительно отгородив их. Также значительно увеличат число пешеходных улиц и велосипедных дорожек.

Москва. Идет обустройство новых пешеходных зон и велодорожек, в том числе и временных. Последние летом 2020-го оборудовали на пяти центральных улицах. За тем, чтобы автомобилисты не парковались на велодорожках, следит велопатруль. Также есть идея дать налоговые льготы компаниям, которые простимулируют сотрудников ездить в офис на велосипедах.

Петербург. Городским ресторанам и барам разрешили в упрощенном порядке устанавливать веранды и уличную мебель, чтобы можно было рассадить клиентов на свежем воздухе и безопасном расстоянии. Временные велосипедные полосы организовать не удалось, но разработана интерактивная карта приоритетных маршрутов велодвижения.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах