595

Летают – дилетанты? Эксперт – о подготовке пилотов в России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. Аргументы и факты - Петербург 11/12/2013
Анатолий Костылев / Из личного архива

Официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин заявил, что многие пилоты россий​ских (особенно небольших) авиакомпаний имеют поддельные дипломы о подготовке. Вместе с этой новостью пришла и другая - с 2014 года российскими самолётами смогут управлять пилоты–иностранцы. Отечественная система подготовки пилотов рухнет окончательно?

Ситуацию «АиФ» прокомментировал Анатолий Костылев, проректор по лётной работе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, доцент, кандидат технических наук:

- Мне, как специалисту, хотелось бы понять, на основе какой информации были сделаны такие заявления. Пусть Следственный комитет представит лётчика-самоубийцу Петрова или Сидорова, который купил свидетельство пилота и спокойно по нему летает, до этого как следует не держав в руках штурвал. Это же просто нереально! Получается, что у нас совершенно бездействуют Росавиация и Ространснадзор, бесконтрольно работают летные образовательные учреждения и АУЦ, отсутствует входной контроль квалификации кандидатов на должности членов летных экипажей в авиапредприятиях и любой случайный человек может поступить на работу в российскую авиакомпанию. И я совершенно не допускаю, чтобы летное учебное заведение гражданской авиации могло выпустить пилота с недолетом программы летного обучения даже в несколько минут!

Однако если у правоохранителей есть веские доказательства, то в первую очередь вопросы должны быть адресованы государству, и в частности Росавиации, которая выдаёт свидетельства коммерческих пилотов. Если говорить о подготовке пилотов в России, то в период перестройки система авиационного образования в стране финансировалась по остаточному принципу, лётчики оказались не нужны. В середине двухтысячных годов началось восстановление, под которое нужно было подстраиваться с колёс. Ещё в конце 90-х годов мы набирали 20 человек, которых обучали летной эксплуатации самолетов на устаревших Ан-2. А чтобы стать коммерческим пилотом, было достаточно налетать 70 часов, а с 2011 года нормативный налёт для выпускников-пилотов повышен до 150 часов. В 2013 году государственный заказ для нашего университета на подготовку пилотов составил 290 человек и в нашем распоряжении свыше 60 новых самолётов - в том числе американского и австрийского производства. Однако зарплаты тех, кто учит будущих пилотов летать, остались смехотворными, а так быть не должно.

Нужно вкладывать деньги в отечественную авиацию. И не только государству, но и самим авиакомпаниям. В европейских странах за счёт бюджетных средств пилотов частично готовит только Франция. В остальных странах обучение лётчиков в основном идёт с участием частных структур. Для примера, у нас за последние 5 лет перевозчики напрямую оплатили обучение лишь двух десятков студентов. Почему они не хотят вкладывать деньги в будущие кадры? Только за счёт бюджета нам это не потянуть. Ведь подготовка квалифицированного пилота в среднем стоит 80-100 тысяч долларов (2,4-3,5 млн руб.). И не зря в Европе говорят: чтобы стать лётчиком - нужно родиться в богатой семье.

Что касается пилотов-гастарбайтеров, которые якобы со следующего года наводнят отечественные авиаперевозки, то это утопия. Из стран, которые входят в состав СНГ, своё лётное учебное заведение имеет только Казахстан (Актюбинское училище). Они выпускают всего 60-70 военных летчиков в год - так что в Содружестве для нас кадров нет. Возможно, к нам придёт 10-20 пилотов из стран дальнего зарубежья, которых трудоустроит «Аэрофлот» и сможет платить им больше, чем они получают на родине. Остальные авиакомпании иностранцев просто не потянут. Так что единственный вариант вкладывать деньги в подготовку русских пилотов.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах