В школы Петербурга и всей страны возвращаются уроки астрономии, которые отменили в 1991 г. Городской комитет по образованию вслед за профильным министерством уже начал подготовку. Кажется, надо радоваться, однако специалисты бьют тревогу.
Сергей Смирнов, старший научный сотрудник Пулковской обсерватории:
- Уроки астрономии исчезли из наших школ 25 лет назад. За это время многое изменилось, в том числе в науке о звёздах. Один факт. Четверть века тому назад было известно 5 тысяч астероидов. А сейчас 750 тысяч! И так практически по каждой позиции. Появились новые направления, методики наблюдения, основанные на данных спутников уже следующего поколения, и т. д.
Поэтому сейчас, чтобы познакомить детей со Вселенной, школе нужна серьёзная база, а её нет. Нет глобусов Луны и планет, пособий и учебников, специального оборудования. Тот же знакомый с детства атлас звёздного неба или астрономический календарь в наши дни необходимы в электронном формате. К ним должны прилагаться хорошие цветные иллюстрации, которые дают космические аппараты Европейского агентства, мощные телескопы и т. д. Кстати, в советское время один из телескопов так и назывался - «школьный».
Отдельная история - подготовка преподавателей. Их тоже в обрез, но здесь мог бы помочь университет им. Герцена, оперативно организовав профильный курс.
В нашей обсерватории никогда не сомневались, что такие уроки вернутся, и многое делали, чтобы этот предмет не забылся. Каждый день на экскурсии к нам приходят несколько групп школьников, а сотрудники постоянно работают в Планетарии, читают популярные лекции в обществе «Знание». Летом вместе с подростками мы выезжаем в экспедиции, живём в палатках под открытым небом, помогая ребятам ориентироваться по звёздам.
Ведь астрономия - прикладная наука. Она основа геодезии, картографии, штурманского дела, разведки полезных ископаемых, поиска новых видов энергии. Никакой коллайдер не заменит тех гигантских преобразований, которые происходят в результате космических процессов. Всем этим должны управлять люди, обладающие знаниями, в том числе по астрономии. Сегодня она возвращается в школу, однако вводить предмет нужно не с кондачка, а тщательно всё продумав. 25 лет назад мы уже совершили ошибку, исключив его из программы. Теперь не надо повторять просчёты при возвращении.
Не пропустить талант. Как заметить одарённого ребёнка?
«Хочешь все успеть? Съешь лягушку». Эксперт – о тайм-менеджменте для детей
Школы подождут? Деньги на «Зенит-Арену» отнимут у социальных объектов