aif.ru counter
124

«Бедный ребенок!». Почему школьная травля становится нормой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Аргументы и факты - Петербург 09/09/2020
Жертвой буллинга может стать любой ребёнок, но больше рискуют дети, которые чем-то отличаются от других.
Жертвой буллинга может стать любой ребёнок, но больше рискуют дети, которые чем-то отличаются от других. © / freepic.com

Школьные годы называют чудесными только в песне. В реальности все больше учеников российских школ становятся жертвами буллинга (от англ. bullying - «запугивание», «издевательство», «травля») - не просто агрессии, а систематических унижений и попыток причинить боль.

Жертва, агрессор, наблюдатель…

Такие новости в информационном поле появляются регулярно - детей бьют и унижают их же сверстники с нашего молчаливого согласия. Так, в июне в Петербурге толпа школьников избила 10-летнего мальчика прямо на детской площадке в Выборгском районе. Ребенок получил серьезные травмы и попал в больницу. Все происходило на глазах у взрослых, однако за жертву никто не вступился.

Месяцем ранее в Москве девочка получила перелом в метро - пока ее пинал ногами одноклассник, мимо, не вмешиваясь, проходили пассажиры... В июле в Свердловской области четверо - мальчики и девочки - более двадцати минут глумились над 13-летней знакомой, снимая экзекуцию на видео. Позже оно будет опубликовано в соцсетях.

Но самая шокирующая история произошла минувшей зимой в Мурманской области, где 15-летний школьник закопал в снег раздетого до трусов и потерявшего сознание товарища. Подростка спасли чудом. И это лишь те истории, которые получили общественную огласку.

Мама 13-летней Юли (имя изменено. - прим. ред.) хорошо знает о травле в школах: «Когда дочь была в четвертом классе, мы переехали в другой район и пошли в новую школу. Проблемы начались сразу - Юля стала беспокойной, отказывалась идти на учебу, но мне о проблемах не рассказывала. Просто плакала и просила оставить ее дома. Оказалось, классный педагог постоянно сталкивает учеников лбами, а унижения и стычки стали нормой. Я перевела ребенка в другое заведение спустя год, но и здесь без проблем не обошлось. В прошлом году одноклассники (Юля училась в шестом) напали на нее с подругой в продуктовом магазине. Толкали, щипали за интимные места. Преследования прекратились только после того, как я пошла к учителю, директору. Конфликт исчерпан, но, к сожалению, не все мамы тех мальчиков считают, что их сыновья вели себя плохо».

Ежегодно психологи и социологи проводят исследования, направленные на выявление уровня агрессии в школьных коллективах. Цифры шокируют. Если в начальных классах жертвы травли - скорее исключение, то в старших уровень нетерпимости зашкаливает. 

В 2019 году по заданию городского комитета по образованию эксперты Санкт-Петербургской академии постдипломного образования разработали опросник, где ученики 5-х и 9-х классов анонимно рассказывали о безопасности в их школе. Результаты показали: 9% мальчиков и 5% девочек девятых классов сталкивались с побоями в школе, 17% и 11% пятиклашек соответственно также страдали от оскорблений. О травле со стороны сверстников в социальных сетях сообщили 15% учеников пятого и 24% - девятого класса.

Высшая школа экономики приводит еще более серьезные цифры. По данным исследований, жертвами социальной агрессии являются около 44% учащихся по всей стране, с физическим насилием сталкиваются около 37%, а с вербальным буллингом - 55% школьников, то есть каждый второй! И это данные лишь по старшеклассникам. Ведь, исходя из общей тенденции снижения подобных явлений к 10-11-х классам, социологи предполагают еще более высокие показатели в 7-8-х.

Есть и гендерные различия - мальчики чаще становятся жертвами и агрессорами. А девочки - пассивными свидетелями. Причем роль наблюдателя здесь крайне важна, ведь именно он является катализатором. Нет свидетелей - нет и травли. Интересно, что враждебнее себя ведут дети в больших городах, нежели в маленьких населенных пунктах. 

Задире тоже нужна помощь

Пострадать от буллинга может любой ребенок, но больше рискуют дети, которые чем-то отличаются от других. Психологи отмечают, что эта «инаковость» не обязательно ярко выражена. И предугадать, что именно этот мальчик или девочка станут потерпевшими, нельзя.

«Часто ребенок, который немного не похож на сверстников, ими не принимается, - рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ Роман Демьянчук. - Причем объяснить это определенными внешними признаками (например, лишним весом или наличием очков) не всегда возможно. Порой срабатывают какие-то глубинные механизмы, заставляющие ребят видеть в однокласснике «чужого». Или случается, что ученик вступает в противостояние с некой группировкой в коллективе».

Как понять, что ваш ребенок стал жертвой травли?

«Обычно у матерей срабатывает внутреннее чутье, которое подсказывает: что-то не так, - уверен Демьянчук. - Интуицию нужно слушать и обращать внимание на поведение подростка. Если он вдруг замкнулся в себе, дистанцируется, боится лишний раз включить телефон, избегает прогулок или массовых мероприятий - это признак проблемы. Не обязательно буллинга, но любой другой, которая возникает в школе. Начните разговор с сыном или дочерью, попытайтесь узнать, что случилось. Встретиться с классным руководителем тоже не помешает».

Стоит ли давать резкий отпор обидчику? По мнению психолога, в ряде случаев конфликт между детьми может быть исчерпан двумя-тремя ответными выпадами. Но с системной травлей такой метод не работает. Поэтому проблема должна решаться с привлечением школьного психолога, учителя, а иногда и администрации учебного заведения. Если и это не помогло, лучше сменить школу.

Можно ли искоренить школьную травлю? Авторы исследований считают, что обязательно должна проводиться системная работа с детьми, начиная с самого раннего возраста. Необходимо формировать у них нетерпимость к любым формам насилия.

Кстати, нередко помощь нужна не только жертве преследований, но и их зачинщику - обычно такой ребенок либо сам подвергается насилию в семье, либо имеет патологию развития: проблемы с гормональным фоном, изменения в работе головного мозга.

Мнение эксперта: Общество терпимо к жестокости

Академик РАО, профессор психологии, руководитель лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Артур Реан: «Буллинг - специфическая форма агрессии, и на его распространение оказывает огромное влияние общая атмосфера в обществе. Нездоровый социум заражает им и свое молодое поколение, а градус нетерпимости и злобы вокруг сейчас зашкаливает. Можно ли с этим бороться? Дети, травящие сверстников, должны попадать в поле зрения учителей и администрации, а в особых случаях - и полиции. Но реальность часто иная - реакция на агрессию наступает нескоро, ведь порог общественной терпимости к ней слишком высок.

По данным международного исследования PISA-2018, 37% школьников подвергались буллингу. Это средняя цифра, показатели по разным странам, конечно, отличаются. К сожалению, Россия находится в числе антилидеров - чаще школьная травля случается только в Иордании, Доминиканской Республике, Марокко, Индонезии, Брунее и на Филиппинах».

Научиться быть счастливым

Психолог Нина Алешкина: «Что бы учителя ни говорили, но травля, к сожалению, присутствует в каждом классе. Где-то агрессия ярко выражена, где-то замаскирована. Педагоги могут не акцентировать внимание на проблеме, ведь с ней придется разбираться, а это - дело долгое и неприятное. Но работать с искоренением подобных явлений необходимо, и это совместный труд психолога, учителя, родителей, детей.

Взрослые должны понимать, что без их помощи подростки не справятся, а психологическая травма от происходящего навсегда изменит их мировоззрение.

Страх, которым пропитываются жертвы буллинга, продолжает управлять их жизнью и после окончания школы. У меня есть такие пациенты - им становится плохо от школьных воспоминаний. Зачастую это израненные, с трудом контролирующие свои эмоции люди, живущие на «надрыве». Взрослые с незажившими психотравмами страдают от низкой самооценки, неуверенности в себе, они не могут выстраивать отношения с другими людьми.

Чтобы в школе не было жестокости, необходимо разговаривать с детьми как со взрослыми, рассуждать с ними о дружбе, любви, страхе, боли, комплексах, эмпатии и взаимовыручке, а не только изучать математические формулы. Отговорки некоторых взрослых, что в их время эмоциональной сфере не уделялось внимания и «ничего, выросли нормальными», не выдерживают критики. Поэтому у нас столько несчастных людей. Учиться быть счастливыми, а значит, добрыми и открытыми, нужно с юности».

Кстати

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах