В составе был и петербуржец воспитанник физико-математического лицея № 239 Александр Кузнецов. Такое произошло впервые за всё время участия нашей команды в этом престижном турнире. Это досадная случайность или результат экспериментов с ЕГЭ и системных ошибок в отечественном образовании?
Когда узнал эту новость, просто не поверил. Наша команда в медальном зачёте заняла всего 21-е место - это национальный позор! Вперёд мы пропустили не только четвёрку лидеров - США, Китай, КНДР и Южную Корею, получивших, соответственно, 5, 4 и 3 золотые медали, но и Мексику, Румынию, Перу, Вьетнам… Некоторые участники из стран, которые обычно нам проигрывали, решили по 5-6 задач, получили золотые медали, а ни один из наших не осилил более трёх. Это тем обиднее, что мы всегда получали награды высшей пробы. Более того, у России никогда не было меньше двух золотых. Правда, в конечном итоге все шесть участников нашей команды завоевали «серебро», но горечи от произошедшего это не уменьшает. А ведь участники сборных СССР и России набирали по 42 балла из 42 возможных, в том числе воспитанники нашего петербургского Математического центра, впоследствии Филдсовские лауреаты Григорий Перельман и Станислав Смирнов.
В чём причины провала? Их - целый комплекс. Налицо недостатки подготовки национальной сборной. Я был удивлён, когда выяснилось, что тренировки в Сочи шли свыше месяца. Обычно, чтобы набрать пик формы, достаточно 2-3 недель, так что ребята, вероятно, просто устали и перегорели. Но важнее другое: изменился статус олимпиад, через которые ранее отбирали талантливых учеников. Сейчас это способ мимо ЕГЭ поступить в вуз, что многие и практикуют. Показательна и общая тенденция обучения в школе. В этом году единый экзамен по математике разделили на базовый и профильный, что в Минобразования преподносят как достижение. Одно но: для аттестации за 11 лет обучения предлагается решить задачки на уровне… 5-6-го класса. Если так пойдёт дальше, боюсь, что через несколько лет наша сборная покажет и худшие результаты…
Сергей Рукшин, профессор РГПУ им. Герцена, замдиректора физико-математического Президентского лицея № 239