Примерное время чтения: 7 минут
289

Чему научат роботы? Как дети создают беспилотники и суда

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Аргументы и факты - Петербург 13/09/2023
Без творческого начала робота не создать.
Без творческого начала робота не создать. freepik.com

Кружки робототехники сегодня открываются повсюду. Но это не те курсы, которые были 30 лет назад. Как со временные малыши изучают программирование, чем это полезно детям, и о чём родителям может поведать совок, примотанный скотчем к швабре, – рассказ ал педагог Андрей Исауленко.

Досье. Андрей Исауленко
Выпускник и руководитель морского клуба «Юнга» Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, педагог дополнительного образования.

Главное – фантазия

Елена Банокина, SPB.AIF.RU: Андрей Валерьевич, робототехника времён СССР – создание механических машинок, роботов… А что сегодня представляет из себя этот курс?

Андрей Исауленко: Более сложную историю. Если раньше использовалась примитивная радиоэлектроника, то сейчас – компьютеризированное и программное обеспечение. Конечно, ребята могут делать машинки, а на моих занятиях – надводные суда, но они наполнены программным обеспечением, робот получается полностью автоматизированным. Человек ему не нужен. Во время программирования ребёнок ставит роботу задачу: например, проплыть 20 метров, найти объект и поднять его над водой. И робот это делает самостоятельно. Воспитанники морского клуба «Юнга», которые занимаются по данной программе, проводят запуски в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных, в отделе техники, где есть бассейн для испытаний. А однажды мы запускали робота в Фонтанке, так как нужно было испробовать, выдержит ли модель волну.

– Звучит очень сложно!

– На морскую робототехнику записываются ребята старше 12 лет, которые уже имеют базовые знания в программировании. Сначала они посещают основной курс, а уже после этого переходят на более узкую специальность.

– С какого возраста ребятам стоит изучать программирование? Встречала родителей, которые уже с четырёх лет погружают ребёнка в эту сферу.

– Осваивать компьютер можно в дошкольном возрасте. Но что касается программирования, то мой опыт подсказывает, что лучше всего начинать лет в семь, когда ребёнок уже пошёл в школу и начал изучать азы математики и логики. Кроме того, у него должно быть развито абстрактное мышление, чтобы погрузиться в сферу IT.

Ребята постепенно знакомятся с этим направлением и создают сначала элементарные модели, постепенно приходя к более сложным вещам. После этого уже выбирают направление. Кто-то остаётся в программировании и совершенствует свои навыки там. Кто-то идёт создавать водных роботов, кто-то – беспилотные летательные аппараты.

– Какой-то базовый набор качеств или навыков должен быть у детей? Например, выраженные математические способности…

– Нет, принимаем всех. Другой вопрос, как родителям понять, что ребёнка нужно отдать на занятия? Если они видят, что у сына или дочки есть желание что-что изобретать, если дети ищут новые пути решения банальных задач, например, к швабре пытаются совок со скотчем привязать, чтобы облегчить уборку, – значит, программирование и робототехника им понравятся.

– Разве робототехника это не совокупность точных наук – математики, физики, механики? Ребёнок-гуманитарий справится?

– Современная робототехника – это не только механика и физика. В сфере робототехники нужны ребята с более обширными знаниями, просто быть успешным в точных науках уже недостаточно. Если школьник дополнительно изучает музыку, биологию, морское дело и сфера его знаний обширна, есть вероятность, что он сможет изобретать интересные, необычные вещи.

Но самый главный навык – это уметь придумывать. Без творческого начала робота не создать. Всё-таки физике и математике можно научить, а фантазировать – нет.

Музыкант и программист

– Кто чаще записывается на занятия по робототехнике?

– Одинаковый интерес и у мальчиков, и у девочек. Правда, у них разное мышление. Девочки делают своих роботов эстетичными, максимально функциональными. А мальчики создают мощные конструкции, которые бы одновременно решали множество задач.

– Понятно, что на занятия детей записывают родители. Что ждут мамы и папы от курса?

– В первую очередь, познакомить с перспективной профессией, за которой будущее. Через десять-двадцать лет роботы плотно войдут в нашу жизнь. Ребёнок может бросить занятия или уйти в другое направление, но у него всё равно останется целый набор навыков, а в памяти понимание, что машиной можно управлять, контролировать её. И в целом робототехника развивает внимательность, фантазию, аккуратность, умение работать в команде, спортивный интерес здесь тоже присутствует – хочется преодолеть самого себя.

– Бывает, что ребёнка заставляют ходить на занятия, но вы видите, что ему это неинтересно?

– Да, случается. Тогда нужно найти то, что вызовет его интерес. Не нравится конструировать? Делай упор на программирование. И наоборот. Бывает, что есть дети, которым в целом сфера неинтересна, – он бы хотел рисовать, заниматься танцами или играть в футбол. Задача педагога пообщаться с родителями и предложить им направить ученика на те занятия, к которым у него лежит душа, есть способности. Часто дети стесняются сказать маме, что не хотят ходить на курсы. Тут надо вмешаться педагогу. Всё-таки не все должны быть программистами и инженерами, а возможности дополнительного образования в Петербурге так широки, что для каждого можно найти занятие по душе.

Не школьный урок

– Робототехника – это дополнительное образование, хобби. Как строите занятия, чтобы они не были похожи на школьные уроки?

– Во-первых, у нас нет домашних заданий. Ребёнок дома может продолжать свой проект, мы этого не запрещаем. Но правила такого нет. Во-вторых, в системе дополнительного образования нет оценок. Конечно, хвалим за успехи. Но главная награда для детей – это не слова педагога, а момент, когда их робот начинает работать. Такое счастье в глазах, даже возгласы «ура» слышны иногда. Словами это не передать.

Подход к каждому индивидуальный. Кто-то всё знает в области программирования, но не понимает, как эти знания объединить. У другого появилась интересная идея, но как реализовать её, он не знает. Задача педагога – сесть вместе с учеником и направить его. Не дать готовое решение, а показать путь, по которому нужно двигаться.

– У кого сложнее задача: у школьного учителя или педагога дополнительного образования?

– У каждого свои сложности. Но задачи у нас разные, хотя цель одна – вырастить человека.

Учителю в школе нужно научить ребёнка любить учиться. Дать основной набор знаний, без которых дети не смогут закончить школу и социализироваться. Если ты не умеешь читать, не знаешь таблицу умножения, в жизни будет тяжело. У дополнительного образования другие цели – ребята идут в секции, клубы, театры, лаборатории за своим увлечением, чтобы найти то общение, те навыки и знания, которых нет в школьной программе. И наша задача огонь в их глазах не погасить, а потенциал – раскрыть. Важно создать такую атмосферу, где подрастающему человеку будет проще проявить себя, предлагать свои идеи и экспериментировать, не бояться достигать высоких целей и результатов.

– Если говорить о глобальной цели занятий в кружках робототехники, то какая она?

– Наполнить сферу IT-специалистами высокого уровня. Робототехнические системы всё больше будут появляться в нашей жизни, а кто будет ими управлять и обслуживать? Поэтому заниматься профориентацией школьников нужно ещё в раннем возрасте. Тем более что интерес и талант у них есть. Ребята регулярно участвуют в профильных выставках, конкурсах и конференциях, становятся победителями, а их проекты потом используются предприятиями в промышленных масштабах. Многие выпускники Дворца уже поступили в вузы по инженерным и IT-направлениям. А это новые специалисты и новые решения.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах