SPB.AIF.RU выбрал самые интересные практические советы от Максимова.
Достучаться до родителей
«Обожаю Петербург, здесь жила моя третья жена, с которой я прожил 24 года. Мой сын родился в этом городе, помню непередаваемые ощущения, когда с ребенком на руках вышел из клиники Отто, рядом были видны Петропавловская крепость и Нева. Поэтому у меня особое отношение к этому городу и очень приятно, что именно здесь вышли мои книги «Папины сказки» и «Дети как зеркало». Первая книга обращена к папам, которые понимают, что помимо работы надо еще и заниматься со своими детьми. Я предлагаю взрослым придумывать для детей сказки и рассказываю, как это сделать.
«Дети как зеркало» – это продолжение моих безумных попыток достучаться до родителей, чтобы они перестали творить с детьми то, что они творят. У нас страна, где самые несчастные люди – это дети. Ребенок совершенно беспомощен, ему любой может сделать замечание. Приведу пример: если кто-то скажет, что у меня слишком длинные волосы, то это хамство. А если сказать ребенку, что он плохо одет, то это воспитание. Разница в отношении к взрослым и к детям меня просто изводит. Я вижу своими глазами, как родители, зачастую хорошие, ответственные, любящие, портят жизнь своим детям. Надеюсь, что взрослые изменят свое отношение к подрастающему поколению и перестанут издеваться над ними».
«Кроме родителей воспитанием подростков должна заниматься школа. Она выполняет свое предназначение?»
«Надо признать, что системы образования в нашей стране просто нет. Школа должна решать две задачи: помочь понять ребенку, что учиться – это здорово. И помочь найти ему призвание. Школа не делает ни того, ни другого. Поэтому если родители хотят, чтобы их дети были счастливы, образованы, умны, они должны этим заниматься сами. Многие говорят: у нас нет времени! На это я отвечаю: ребята, вы помидоры выращиваете на даче? Овощи требуют времени, а ребенок нет? В стране есть хорошие школы и потрясающие учителя. Они пытаются сеять разумное. Но в целом система образования находится в состоянии постоянных реформ, то есть ремонта. В итоге для детей школа – это каторга. С 5-го по 11-й класс ребенок не учится ничему, кроме того, как правильно отвечать на вопросы тестов».
«А что бы вы посоветовали педагогам, которые вынуждены работать в такой несовершенной системе образования?»
«Самое главное – видеть в детях людей. Только кажется, что это очень просто. Например, когда ко мне приходит студент и говорит: «Я не могу сегодня заниматься, у меня роман», я его понимаю. Спрашиваю: сколько тебе надо, чтобы очухаться, недели хватит? Но трудно себе представить ситуацию, когда третьеклассник подходит к учителю и говорит: я не хочу сегодня заниматься, потому что я устал. Много найдется педагогов, которые войдут в положение ребенка?»
Воспитание – это не насилие
«Что вы говорите родителям, которые слишком заняты и не могут найти времени на общение со своими детьми?»
«Я предлагаю им не стесняться и вписывать в своих ежедневниках пункт: встретиться с ребенком. Ничего в этом стыдного нет. Многие живут по расписанию и если не пометят с утра «поговорить с сыном», то так и не сделают этого. В итоге, как говорит Жванецкий, родительство превращается в птичью профессию: прибежал, в клюве что-то принес, бросил, улетел. Таких родителей очень большое количество. Мои дети всегда знали, что я доступен всегда. Даже если идут съемки или какое-то важное заседание, то когда они звонят, я прерываю дела и разговариваю. Мне кажется, это правильно».
«А о чем разговаривать с детьми, ведь мы такие разные?»
«Да обо всем! Об их проблемах, о своих. С любыми детьми от двух лет можно говорить о том, что волнует родителя. И не стесняться! Что-то происходит на работе, значит говорите об этом, волнует политика, поговорите о политике. Если мы хотим, чтобы дети были с нами искренними, значит и мы должны быть такими же. Ведь они у нас учатся. Самый показательный пример, когда семья приходит в магазин игрушек, ребенок падает на пол и начинает орать: купи машинку. Откуда он знает, что если упасть на спину и орать, то ему купят игрушку? Значит, когда-то родители уже это сделали. Так вот в этом случае надо перешагнуть через ребенка и больше он так не поступит.
Надо обязательно рассказывать детям о своих проблемах, если хотим, чтобы и они делились переживаниями. У нас же есть взрослые: умные, зарабатывающие, сознательные. И есть такие недолюди – дети, к которым большинство относится как к каким-то недоразвитым существам, которые когда-то начнут жить. Нужно выходить из этой общепринятой системы координат и понимать, что дети – это люди, у которых есть свои особенности. Если это осознать, то проблемы, о чем с ними разговаривать, не возникнет».
«Следует ли воспитывать детей, вбивать им в голову разные истины?»
«С ребенком, в первую очередь, надо разговаривать. Воспитание – это две вещи: собственный пример и разговор. Почему большинство пытаются авторитарно воспитывать детей? Да потому, что это быстро! Сказать – не делай так, гораздо проще и быстрее, чем долго объяснять. Еще есть один хороший принцип: к детям надо идти не с ответами, а с вопросами. Мы ведь что говорим: «иди делай уроки», «пойди поешь». Попробуйте задать вопрос и увидите, как меняется детское восприятие: «А ты знаешь, что будет, если ты не сделаешь уроки?» «Понимаешь, что будет, если не поешь?» Дайте детям возможность самим существовать. Воспитание должно быть осознанным процессом, а не насилием».
Право на ошибку
«Как заметить в ребенке призвание и нужно ли пытаться это делать?»
«Один из крупнейших педагогов XVIII-XIX веков Иоганн Генрих Песталоцци считал, что призвание надо найти в 5-7 лет. Призвание – это не способ зарабатывания денег, это желание. Если ты хочешь быть счастливым, то работу, как и мужа и жену, надо выбирать по любви, а не по расчету. Когда ребенку 5 лет, надо предложить ему разные варианты развития интересов: спортивные секции, рисование, музыкальную школу. Затем надо ставить перед ребенком более сложные задачи. Если это его дело, то они заводят, если не его, то он их отбрасывает. И не надо говорить ребенку в этом случае, что он тупой лентяй. В результате исследований находится дело, которое нужно ребенку. В процессе поисков чаду надо объяснять, что призвание должно быть направлено на других. Игра на компьютере не может быть призванием, а изготовление компьютерных игр – может! И не забывайте, что дети имеют право на ошибку. Понять призвание ребенка – сложнейшее дело. Но если это удается, то снимает огромное количество проблем. Например, многочасовое сидение за компьютером.
«А как бороться с тем, что дети не читают? Почему гаджэты заменили детям чтение?»
«Я не вижу проблемы в том, что дети не читают книжки. Большую часть своей истории человечество прожило без печатных книг и прекрасно себя чувствовало. Нам же хочется, чтобы они были, как мы. Мы же читали, значит и они должны. Но это совершенно не так. Сегодня мы живем в другой эпохе, где существует совершенно иное количество информации. Мы живем в мире, где одни читают, а другие не читают, и это нормальная ситуация. А что касается отрыва от гаджетов, как я уже сказал, надо найти ребенку любимое дело, которое ему будет нравиться больше. Ребенок, как любой человек, занимается тем, что наиболее интересно».