Примерное время чтения: 7 минут
115

Где грамотные специалисты? Школьники могут выбрать профессию уже за партой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. Аргументы и факты - Петербург 16/04/2025
Сильная школа даёт уверенность при поступлении в вуз.
Сильная школа даёт уверенность при поступлении в вуз. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Недавно в Санкт-Петербурге прошёл XV Международный образовательный форум. Как и в предыдущие годы, на несколько дней наш город стал столицей российского образования. В нём приняли участие около 20 тысяч специалистов. Обсуждались многие актуальные темы, в том числе как воспитать гражданина и какова роль учителя, чем школа ответит на глобальные вызовы и как учесть потребности детей с особенностями развития.

Дискуссии, встречи, круглые столы проходили на десятках различных площадок, в том числе 369-м лицее Красносельского района. В чём сильные стороны петербургской школы? Что нужно сделать, чтобы сегодняшние 6–10-классники уже за партой определились с выбором профессии, вуза, стали хорошими специалистами и трудились на общее благо? Своей точкой зрения на эти и другие проблемы с spb.aif.ru поделился директор лицея, член Общественной палаты Санкт-Петербурга Константин Тхостов.

Константин Тхостов.
Константин Тхостов. Фото: Общественная палата Санкт-Петербурга

Ответить на вызовы времени

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Константин Эдуардович, на одной из ключевых дискуссий говорилось о кадрах для экономики и технологическом суверенитете. Как эти сложные вопросы можно решить при помощи образования?

Константин Тхостов: Считаю, что сильные стороны петербургской школы – глубина и фундаментальность, что помогает ей отвечать на запросы времени. Мы все знаем, что сегодня перед российской экономикой стоят масштабные вызовы. С ними невозможно справиться без грамотных специалистов, и школа – стартап нашего государства, место, где формируются будущие профессионалы. Причём петербургская alma mater – флагман этого движения. Только один пример.

Именно в нашем городе была создана программа, которая на основе грантов позволяет создавать в образовательных учреждениях уникальные инновационные лаборатории. Они оборудованы уже в сотнях школ разных районов. Следующий шаг – организация профильных классов по востребованным высокотехнологичным компетенциям. Здесь обучать детей помогают крупные промышленные предприятия, научные организации. Часто таким образом молодой человек знакомится и с потенциальными работодателями, которые заинтересованы в подготовке и приходе перспективного сотрудника.

– Ваш лицей тоже выиграл такой конкурс. Какие лаборатории удалось открыть?

– Биологическую и химического анализа. Там ребята начинают заниматься с 6–7-го, а в биологической со 2-го класса, и эта работа заслуживает пристального внимания. Приобретённые знания помогают и на олимпиадах разного уровня, где наши ученики регулярно участвуют и получают призы. Мы уже несколько лет выпускаем ребят не только с аттестатом, но и сертификатом о первой профессии, а значит, у них есть хорошая возможность наметить ориентиры на будущее. Ведь такие специалисты сегодня очень нужны в фармацевтике, биотехнологии, химической промышленности. Всё вместе помогает решить важную задачу – Петербургу, как и всей стране, нужны высококвалифицированные кадры, и мы начинаем их готовить уже со школьной скамьи.

– Однако в этом году выпускникам 9-х классов нужно сдать всего два экзамена – русский язык и математику, вместо ранее обязательных четырёх. Не опускаем ли мы планку, занижая требования?

 – Это – эксперимент, который проводится в 12 регионах страны, включая Петербург. Давайте разберёмся. Два экзамена вместо четырёх надо сдавать только юношам и девушкам, которые хотят поступать в техникумы и колледжи. Если же они идут в 10-й класс, всё остаётся по-прежнему: два обязательных экзамена – русский, математика – и два по выбору. Таким образом, подростку предстоит заранее обдумать свои перспективы – продолжать обучение и затем поступать в вуз или получить среднее профобразование и освоить рабочую специальность.

Важный момент – регионы сами смогут устанавливать количество бюджетных мест в колледжах, в расчёте на местных ребят, что позволит мотивировать юных жителей и станет профилактикой оттока кадров. Кроме того, родители будут знать, что ребёнок бесплатно получит востребованную профессию и гарантированное трудоустройство. Повторю, речь об эксперименте, так что при необходимости в законодательство внесут коррективы. И только если эффективность подобной практики не вызовет сомнений, её распространят на всю страну.

Кого обманываем, себя?

– На форуме говорилось и об оценке знаний. Вы упомянули об олимпиадах, где высокие места являются пропуском для поступления в вузы. Однако в последнее время к их проведению немало вопросов. Задания якобы появляются в открытом доступе, а некоторые участники пользуются микронаушниками. Вы – эксперт Народного фронта. Как пресечь подобные нарушения?

– Если кто-то из руководящих сотрудников в системе образования отдельных регионов не может организовать чистоту и прозрачность подобной процедуры, по всей видимости – ему в помощь Уголовный кодекс. Лично я расцениваю возможную фальсификацию результатов как преступление перед государством и надеюсь, что этому будет дана правовая оценка. Кого мы обманываем, себя?

По большому счёту, страна сегодня вкладывается в своё главное достояние – своих детей. Создаются самые разные возможности, чтобы они реализовали себя и проявили лучшие качества. Именно на это направлена Всероссийская олимпиада школьников. В Петербурге, например, сложилась целая система поддержки одарённых детей, разработаны уникальные методики, открыта «Академия талантов». Внедряется и опыт федерального центра «Сириус», где ведут занятия лучшие педагоги города, а учителя, в свою очередь, проходят переподготовку.

– На форуме в Петербурге выступал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. Он отметил, что «система оценки знаний не является застывшей и должна совершенствоваться». Как это расшифровать?

– Одно из перспективных направлений, которое сейчас обсуждается, – дополнение ЕГЭ копилкой достижений выпускника в социальной, культурной, спортивной и творческой жизни. То есть «пятёрки» и «чётвёрки» в аттестате хотят подкрепить дополнительными маркерами объективности. Серьёзная тема, так как интегральная оценка должна быть максимально честной. Кстати, если вернуться к предыдущему вопросу, Рособрнадзор ежегодно анализирует всероссийские проверочные работы и публикует список школ с необъективными результатами. Сейчас там около одной тысячи образовательных организаций.

Ученики знают о герое

– Большой резонанс на форуме вызвала работа площадки, связанной с коммуникациями. Её участниками стали и педагоги из Мариуполя. Знаю, что в вашем лицее тема защитников Отечества на особом счету. Он носит имя выпускника, Героя России капитана Александра Жихарева, погибшего в бою под Харьковом. Как подвиг помогает воспитывать новое поколение?

– Саша закончил наш лицей в 2009-м, я хорошо его знал. Он из многодетной, дружной семьи, где слова долг, честь не были пустым звуком. Его прапрадед воевал в кавалерии, возглавлял штаб полка. Отец Саши тоже военнослужащий, и сам он всегда мечтал стать спецназовцем. Занимался боксом, подводным плаванием, выполнил 150 прыжков с парашютом.

С первых дней спецоперации Александр отправился на передовую. 27 февраля 2022 года его рота ликвидировала 10 огневых точек, но затем наши бойцы попали под шквальный огонь. Из горящего корпуса, прикрывая товарищей, он выходил последним и получил смертельное ранение. Ему было всего 28 лет. Ученики всех классов хорошо знают, кто такой Александр Жихарев, он навечно включён в списки 11 «А», где учился. Проводятся спортивные соревнования по рукопашному бою его памяти, обсуждается возможность создания музея.

– Сегодня жители освобождённых территорий благодарны Александру Жихареву и тысячам других бойцов. Об этом говорили учителя из Мариуполя на встрече с Александром Бегловым.

 – Одна из участниц сказала, что для неё жизнь возродилась, когда летом 2022-го увидела автобусы с надписью «Санкт-Петербург и Мариуполь — города-побратимы». Сейчас мы дружим не только регионами, но и школами, гимназиями. Так, в Мариуполе готовится к открытию специализированная школа для учеников с особенностями развития, и петербургские педагоги передают свой опыт. Немало делается, чтобы в каждой школе достойно отметили 80-летие Великой Победы. Преемственность поколений продолжается, и это одна из первоочередных задач образования, которую мы стараемся выполнить.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах