Сегодня в школах хвастаются индивидуальными планшетами для детей и интерактивными панелями, в то время как в Кремниевой долине, наоборот, популярность набирают учебные заведения, где все технологические новинки под запретом - по крайней мере для младших школьников.
Почему в самом сердце цифровой индустрии возвращаются к грифельным доскам? Стоит ли отбирать у детей телефоны? И можно ли стать крутым айтишником в 40 лет, рассказала первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова.
Книга или девайс?
Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Лидеры IT-революции, включая Билла Гейтса (Microsoft) и покойного Стива Джобса (Аpple), неоднократно заявляли, что ограничивают собственным чадам доступ к планшетам и покупают им книги. В то время как большинство родителей делают ставку на девайсы…
Дарья Козлова: Я бы не стала противопоставлять гаджеты и книги - они могут прекрасно дополнять друг друга. Безусловно, есть вещи, которым лучше учиться традиционными способами, а не с помощью планшетов - например, игре на фортепиано или рисованию. Но… когда старшеклассники или студенты делают расчеты для сложных научных проектов, почему бы не воспользоваться техническим прогрессом? Невозможно просто взять и запретить ребенку пользоваться гаджетами. Он все равно до них доберется, но с еще бóльшим интересом. Нужно выстраивать границы, в рамках которых он может это делать, - на перемене, во время учебного процесса и прочее.
- При этом в 2018 году во Франции школьникам до 15 лет запретили пользоваться гаджетами на территории учебных заведений. Даже во время обеда…
- В Петербурге тоже есть школы, где телефоны и планшеты под запретом. Если ребенку нужно позвонить родителям - он должен подойти с этой просьбой к классному руководителю. И, например, детям-интровертам это очень сложно сделать. Поэтому я за то, чтобы органично встраивать технологический прогресс в систему образования, а не запрещать.
- Как это сделать?
- Пандемия стала настоящим катализатором цифровизации в сфере образования. И нужно понимать, что полностью от онлайна мы не избавимся и никогда не вернемся к классическому «уроку за партой». Например, в ИТМО еще два года назад приняли решение уйти в смешанный формат. Так как поняли, что просто сидеть и слушать лекции в аудитории - неэффективно, там их нужно обсуждать. Поэтому студенты имели возможность прослушать некоторые лекции в удобное для них время, на собственном компьютере. И материал должен был настолько заинтересовать, чтобы «конкурировать» с открытыми в соседних «окнах» игрой или чатом с друзьями. Ведь скрыть в онлайн-формате плохо подготовленную лекцию или курс просто невозможно. Тем более сейчас, когда университеты открыли доступ к образовательному контенту. Поэтому во время пандемии и онлайн-обучения сильные вузы только укрепили позиции, а слабые еще больше «просели».
Из положительных примеров «дистанционки» я бы также отметила онлайн-защиту дипломов. Не все студенты хотят выступать публично, получают от этого удовольствие. А стресс и неумение презентовать на публике пусть и высококлассную работу, могут значительно снизить ее оценку. И варианты, когда ты можешь записать на видео свою защиту (хоть с двадцатого дубля) или сделать это через Zoom, Twitch (платформы для организации видео-конференций. - Ред.), - стали спасением для таких учащихся. Эксперимент оказался настолько положительным, что мы его точно оставим и на времена, когда пандемия закончится.
Но… если защищать дипломы онлайн - классно, то праздновать выпускные по видео или вести дискуссии - очень печально. Поэтому я против 100% дистанционного обучения. Ведь самое важное в университете - коммуникационная среда, которую в онлайн не передать. И трендом ближайших лет станет именно ценность личного общения. Я никогда не видела у наших студентов такой жажды обучения в аудиториях, как прошедшей осенью, когда мы снова вернулись за парты.
Остаться на волне
- Сегодня эксперты кругом призывают к постоянному саморазвитию и активному изучению новых технологий. Отмечая, что те, кто не освоит «цифру», в ближайшие годы окажутся за бортом как профессионалы (пусть они даже гуманитарии). Как когда-то из больниц и школ ушли не сумевшие освоить компьютер. Так ли это?
- Безусловно, в современном мире владение цифровыми технологиями для многих специальностей является обязательным навыком. Например, преподавателю важно знать, как выходить в Zoom и отправлять домашнее задание через мессенджер Telegram, чтобы находиться со студентами на одной волне. Иначе у него будут серьезные проблемы с коммуникацией и рабочим процессом в целом. В то же время есть такие профессии, как сварщик или строитель, где можно быть прекрасным специалистом, при этом не умея пользоваться онлайн-платформами, соцсетями и Google таблицами.
Поэтому я не стала бы утверждать, что, освоив «цифру», вы получите в современном мире гарантию на успех. Можно в идеале владеть всеми новейшими программами и технологиями и даже быть неплохим специалистом, но этого уже недостаточно. Нам всем важно понимать, что будущее - за интердисциплинарностью. Уверена, что прорыв, необходимый нашей стране, будет сделан на стыке наук, а не «чистейшими» технарями. Поэтому нужно «заглядывать» в соседние области: совмещать информатику и биологию, гуманитарные и цифровые знания, при этом не забывать про «гибкие навыки» (soft-skills) - креативное мышление, умение работать в команде и т. д. Вот такие всесторонне развитые специалисты точно не останутся «за бортом» в ближайшие годы. Также ошибочно думать, что у гуманитариев нет перспектив в цифровом мире. Художники мыслят иначе, чем математики, они способны придумать будущее, а ученые - его создать. Задача гуманитариев транслировать результаты научных исследований, делать их понятными для общества.
- Но все эти классные идеи больше подходят для молодых. Что делать тем, кто в 40-50 лет обнаружил себя «невостребованным»? Можно начать профессиональную жизнь сначала и, например, стать крутым айтишником, забросив психологию или филологию?
- Это очень непростой вопрос. Действительно, если смотреть на мировой и российский опыт, в IT-технологиях все же делается ставка на молодых.
И считается, что после 40 лет уже поздно учиться программированию. Были случаи, когда люди выступали против такой «возрастной дискриминации» и доказывали обратное. Но, положа руку на сердце, подобных примеров очень мало. Поэтому если человек всю жизнь занимался психологией, ему очень затруднительно стать 100% специалистом в области машинного обучения. Но с помощью некоторых знаний цифровой культуры он сможет сильно «осовременить» свою профессию и быть успешным. То есть не кардинально поменять специальность, а развивать ее. Понимая, например, что психолог, не владеющий «цифрой», - психолог из прошлого.
Сегодня просто прекрасное время для получения знаний - онлайн сделал их в разы доступнее. Я сейчас изучаю медицину - как устроен организм, какие биохимические процессы в нем происходят - и для меня это просто «темный лес». Но надо делать над собой усилие, других чудесных способов «остаться на волне» в современном мире нет.
Усилить самоконтроль
По словам директора Центра профориентации и довузовской подготовки Санкт-Петербургского политехнического университета Дмитрия Тихонова, уже сейчас мы видим проявления phygital-мира: технологии дополненной реальности, систему QR-кодов, онлайн-обучение. И будущее именно за этим смешанным форматом: «Человеку важно живое общение, поэтому неудивительно, что нашим абитуриентам и студентам важно лично присутствовать на массовых мероприятиях, ходить на практические занятия. Хотя сейчас у каждого есть возможность виртуально посещать любые лекции. Но это не значит, что нужно отказываться от онлайна. Этот формат позволяет разрабатывать индивидуальные траектории обучения, давать дополнительные навыки.
Да, чтобы заниматься удаленно, нужны самоконтроль, мотивация, знание основ тайм-менеджмента. Но и раньше всегда были студенты, которые прогуливали лекции и в итоге не заканчивали вуз, а также те, кто сами занимались сверхурочно, чтобы получить красный диплом, а также дополнительные знания и компетенции.
В чем главное отличие студента будущего? С внедрением онлайна обучение будет больше зависеть от самого учащегося. Преподаватели в таком формате больше не контролируют, слушаете ли вы лекцию, вовремя ли прошли тестирование. На изучение курса отводится определенное время - за этот период студент должен прослушать материал, выполнить задание. Затем материал закрывается автоматически. Еще один необходимый навык - работа с информацией. С каждым годом объем данных, который следует изучить, растет. Важно уметь быстро вычленять нужное. Кроме того, в современном мире студентам приходится не только искать информацию в разных источниках, но и анализировать ее: правдивая или ложная? Еще несколько лет назад этого не требовалось. Существует мнение, будто онлайн рано или поздно убьет прикладные науки. Я с этим не согласен. Ведь практические занятия никуда не уходят, а лишь меняется подход. Например, эксперименты сейчас проводят с помощью виртуальной или дополненной реальности. Станки, двигатели - с любыми агрегатами, используемыми в промышленности, теперь можно работать не только на предприятиях, но и из вуза, моделируя на компьютере, на нем же отрабатывать варианты поломок оборудования, внештатных ситуаций. Посмотрите на современное производство в мире - все начинается с моделирования. Без этой стадии ничто не обходится. Мир - уже в «цифре».