Примерное время чтения: 6 минут
1470

Найти себя. Как работает гимназия, где ученики сами выбирают предметы

Изучать предмет вместе с заинтересованными одноклассниками - более продуктивно.
Изучать предмет вместе с заинтересованными одноклассниками - более продуктивно. / Елена Воложанина / АиФ

Потоковое обучение, индивидуальные учебные планы и образовательные маршруты - колпинскую гимназию №402 с уверенностью можно назвать школой 21 века. Ученики могут сами решать, какие предметы изучать максимально, а какие - на базовом уровне.

Потоковое обучение

«Каждый ребенок должен найти зону своей успешности, интересов, где он может реализовать себя. Определить свои способности, - говорит директор гимназии №402 Галина Довга. - Часто родители выбирают сферу, в которой будет развиваться их ребёнок. Но у нас он сам может понять, где его интересы, благодаря т.н. «потокам».

Потоковое обучение в гимназии практикуется до 9 класса. Основную часть предметов ученик изучает в рамках своего класса. Предметы, которые формируют дальнейшую зону успешности - естественно-научные, математические или гуманитарные - преподают уже в рамках других потоков. Создается одновременно две группы-«потока»: интенсивный и базовый.

«Например: стоят рядом в расписании физика и математика. К математику пойдут дети, которые страсть как заинтересованные в изучении математики, им нравится, им хочется. Определение не только «способен», но и «хочу», - продолжает директор гимназии. - А на физику пойдут те, для которых физика и математика лежит вне зоны интересов: ребенок-спортсмен, ребёнок-художник, музыкант, литератор. Программа одна, а интенсивность, насыщенность уроков - по плечу тем детям, которые собрались в эту потоковую группу. Там быстрее, глубже и в достойном темпе изучается практически тот же самый материал. А на следующем уроке эти потоки поменяются местами. Те, кто не заинтересован в технических дисциплинах, теперь идут на математику, а заинтересованные в технических - на физику».

Благодаря этой системе ученик может попробовать свои силы в разных сферах. Если математика в интенсиве не пошла - можно перейти в базу. И наоборот. Сделать это можно в конце четверти.

«Цель потоков - чтобы ребенок еще раз посмотрел, где его интересы, которые подкрепляются какими-то результатами», - отмечает Галина Довга.

Образовательный маршрут

Начиная с 10 класса ученики гимназии расходятся по образовательным маршрутам. Такая система действует в гимназии уже 7 лет. Каждый ребёнок выбирает набор профильных предметов: инженерно-технологический, естественно-научный, лингвистический либо социально-экономический. К примеру, все ученики изучают русский язык в рамках своего класса. Но у «лингвистов» добавляется электив.

Куратор потока вместо классного руководителя, обучение в разных группах разным предметам - с прошлого года в гимназии составляют индивидуальные учебные планы.
Куратор потока вместо классного руководителя, обучение в разных группах разным предметам - с прошлого года в гимназии составляют индивидуальные учебные планы. Фото: АиФ/ Елена Воложанина

«Из 37 часов в неделю, которые даются на каждого ребенка, 4 часа в старших классах - это элективы. В отличие от факультативов, не посещать их нельзя. Они вписываются в аттестат. Но ребёнок имеет право выбрать. Допустим, если ученик ориентирован на историю, он может выбрать электив по истории, «смутные времена в России», изучить этот период. Электив идёт в поддержку предмета», - отмечает Галина Довга.

Ребята, которые нацелены на поступление в технические вузы, берут элективы по математике, информатике, физике. Остальные предметы - на базовом уровне. К примеру, базовая химия - один час в неделю, а профиль - три, то есть, профильная подготовка ориентирована на выбор профессии.

Естественно-научный маршрут - упор на химию, биологию, физику. Эти ребята нацелены на медицину, технологические вузы, химфарм. Лингвисты профильно изучают русский язык, два иностранных языка (английский с французским, либо французский с немецким), историю, литературу. У соц-экономов добавляется обществоведение, право, экономика и математика.

«Всё это в рамках закона. У детей должно быть 14 предметов - у всех их 14. Но изучаются на разных уровнях. Это момент поиска себя. Везде одинаково трудно учиться», - говорит директор гимназии.

Индивидуальные планы

При выборе вуза ребята нередко сталкиваются с проблемой: на одни и те же специальности в разных университетах - разные вступительные экзамены.

«Раньше у нас старшие классы были, как везде - технический и гуманитарный. Стандартное деление с предложенным набором предметов, - говорит Галина Довга. - А потом Министерство образования изменило предметы для поступления в вуз. Допустим, университет им. Герцена на факультет физики, математики стал требовать обществознание. Скажите, в какой профиль вы введете и физику, и обществознание?».

Если ученик выбрал естественно-научный профиль - с упором на химию, биологию, физику, а в вуз нужен английский - как быть? Идти на дополнительные курсы, к репетитору? В прошлом году в гимназии решили создать более гибкую систему - с индивидуальными учебными планами.

«Родители с детьми прорабатывают свой учебный план. Мы прописываем все, что рекомендует закон. Там идут предметы: часы по базе, профилю и элективам. Задача семьи - заведомо зная, куда будет поступать ребенок через два года, определиться с набором часов по разным предметам», - отмечает директор гимназии.

В итоге должно получиться 37 часов в неделю - такую норму устанавливает закон. План утверждается для каждого ученика. Теперь вместо классного руководителя - куратор потока. Привычное деление на классы отсутствует. В потоке - 57 человек, но собираются все вместе они крайне редко. К примеру, 32 ученика выбрали базовую математику, а все остальные - профиль. 8 человек выбрали химию профиль, остальные - базовую. И так по каждому предмету. Исходя из этого составляют группы и расписание. Химией профильно ученик занимается с одной группой детей, а обществознанием профильно - с другой. Каждый учитель отслеживает свою профильную группу, постоянно взаимодействуя с куратором.

«У нас только первое полугодие 10 класса может быть переходным, когда еще можно поменять предметы, - говорит Галина Довга. - Один ученик в этом году отказался от углубленной информатики - выяснил, что программирование не нужно при поступлении, оставил базу и взял обществознание. Если перепрыгнул и изменил учебный план, то те предметы, которые были по базе, а стали профильными, нужно самостоятельно досдать».

Прежде чем ввести индивидуальные учебные планы, пришлось прочитать большое количество литературы, признается директор 402 гимназии. Но труды оправдывают себя. «Этот подход - когда я сам отвечаю за свою учебу, за свой выбор, дает очень высокий результат», - считает Галина Довга.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах