Потоковое обучение, индивидуальные учебные планы и образовательные маршруты - колпинскую гимназию №402 с уверенностью можно назвать школой 21 века. Ученики могут сами решать, какие предметы изучать максимально, а какие - на базовом уровне.
Потоковое обучение
«Каждый ребенок должен найти зону своей успешности, интересов, где он может реализовать себя. Определить свои способности, - говорит директор гимназии №402 Галина Довга. - Часто родители выбирают сферу, в которой будет развиваться их ребёнок. Но у нас он сам может понять, где его интересы, благодаря т.н. «потокам».
«Например: стоят рядом в расписании физика и математика. К математику пойдут дети, которые страсть как заинтересованные в изучении математики, им нравится, им хочется. Определение не только «способен», но и «хочу», - продолжает директор гимназии. - А на физику пойдут те, для которых физика и математика лежит вне зоны интересов: ребенок-спортсмен, ребёнок-художник, музыкант, литератор. Программа одна, а интенсивность, насыщенность уроков - по плечу тем детям, которые собрались в эту потоковую группу. Там быстрее, глубже и в достойном темпе изучается практически тот же самый материал. А на следующем уроке эти потоки поменяются местами. Те, кто не заинтересован в технических дисциплинах, теперь идут на математику, а заинтересованные в технических - на физику».
Благодаря этой системе ученик может попробовать свои силы в разных сферах. Если математика в интенсиве не пошла - можно перейти в базу. И наоборот. Сделать это можно в конце четверти.
«Цель потоков - чтобы ребенок еще раз посмотрел, где его интересы, которые подкрепляются какими-то результатами», - отмечает Галина Довга.
Образовательный маршрут
Начиная с 10 класса ученики гимназии расходятся по образовательным маршрутам. Такая система действует в гимназии уже 7 лет. Каждый ребёнок выбирает набор профильных предметов: инженерно-технологический, естественно-научный, лингвистический либо социально-экономический. К примеру, все ученики изучают русский язык в рамках своего класса. Но у «лингвистов» добавляется электив.
«Из 37 часов в неделю, которые даются на каждого ребенка, 4 часа в старших классах - это элективы. В отличие от факультативов, не посещать их нельзя. Они вписываются в аттестат. Но ребёнок имеет право выбрать. Допустим, если ученик ориентирован на историю, он может выбрать электив по истории, «смутные времена в России», изучить этот период. Электив идёт в поддержку предмета», - отмечает Галина Довга.
Ребята, которые нацелены на поступление в технические вузы, берут элективы по математике, информатике, физике. Остальные предметы - на базовом уровне. К примеру, базовая химия - один час в неделю, а профиль - три, то есть, профильная подготовка ориентирована на выбор профессии.
Естественно-научный маршрут - упор на химию, биологию, физику. Эти ребята нацелены на медицину, технологические вузы, химфарм. Лингвисты профильно изучают русский язык, два иностранных языка (английский с французским, либо французский с немецким), историю, литературу. У соц-экономов добавляется обществоведение, право, экономика и математика.
«Всё это в рамках закона. У детей должно быть 14 предметов - у всех их 14. Но изучаются на разных уровнях. Это момент поиска себя. Везде одинаково трудно учиться», - говорит директор гимназии.
Индивидуальные планы
При выборе вуза ребята нередко сталкиваются с проблемой: на одни и те же специальности в разных университетах - разные вступительные экзамены.
«Раньше у нас старшие классы были, как везде - технический и гуманитарный. Стандартное деление с предложенным набором предметов, - говорит Галина Довга. - А потом Министерство образования изменило предметы для поступления в вуз. Допустим, университет им. Герцена на факультет физики, математики стал требовать обществознание. Скажите, в какой профиль вы введете и физику, и обществознание?».
Если ученик выбрал естественно-научный профиль - с упором на химию, биологию, физику, а в вуз нужен английский - как быть? Идти на дополнительные курсы, к репетитору? В прошлом году в гимназии решили создать более гибкую систему - с индивидуальными учебными планами.
«Родители с детьми прорабатывают свой учебный план. Мы прописываем все, что рекомендует закон. Там идут предметы: часы по базе, профилю и элективам. Задача семьи - заведомо зная, куда будет поступать ребенок через два года, определиться с набором часов по разным предметам», - отмечает директор гимназии.
«У нас только первое полугодие 10 класса может быть переходным, когда еще можно поменять предметы, - говорит Галина Довга. - Один ученик в этом году отказался от углубленной информатики - выяснил, что программирование не нужно при поступлении, оставил базу и взял обществознание. Если перепрыгнул и изменил учебный план, то те предметы, которые были по базе, а стали профильными, нужно самостоятельно досдать».
Прежде чем ввести индивидуальные учебные планы, пришлось прочитать большое количество литературы, признается директор 402 гимназии. Но труды оправдывают себя. «Этот подход - когда я сам отвечаю за свою учебу, за свой выбор, дает очень высокий результат», - считает Галина Довга.