У многих современных людей есть особенность восприятия информации – дислексия. Это означает, что человек по-другому видит текст, из-за чего иначе пишет, слышит и медленно читает. По данным логопедов, дислексией страдают 30% школьников.
Не болезнь!
Невролог Антон Савицкий обращает внимание на то, что дислексия – это нейробиологические нарушения. Медикаментозно вылечить его невозможно, но при правильно организованном процессе обучения можно избежать последствий. «Сначала нужно пройти обследование у опытных специалистов. И если проблема подтвердится, то её помогут решить неврологи совместно с логопедами, – говорит эксперт. – Эта особенность свойственна скрытым левшам: их правое полушарие более развито по сравнению с левым».
В детских садах сейчас введено тестирование детей в пять лет на предмет дислексии. И это правильно, уверен Савицкий. Врач утверждает, что бояться диагноза не нужно: мыслительные функции у ребёнка не страдают. Дислектикам нужно быть более внимательными на уроках, ведь на слух они воспринимают информацию лучше, чем в письменном виде.
Психолог-логопед Нина Алёшкина заявляет, что дислексия – скорее особенность человека. Дислектиками был, например, даже Ганс Христиан Андерсен. «Его сказки сначала никто не хотел печатать – издатели просто не могли их читать из-за огромного количества нелепых ошибок, – рассказывает эксперт. – Хорошо, что писатель был настойчивым!».
Смотря что читать
Специалист поясняет: к детям-дислектикам нужен индивидуальный подход. В обычной школе, где всех учат по шаблону, им действительно сложно, так как у них другой тип мышления. «Одна из моих учениц – явный дислектик, – отмечает Алёшкина. – Я заметила одну особенность: те книги, которые ей действительно интересны, она читает взахлёб и не испытывает при этом какого-то дискомфорта. От других её в прямом смысле тошнит.
Получается, что дети с дислексией осваивают чтение и могут даже полюбить это занятие, если им подобрать то, что их вдохновляет.
Петербурженка Наталья Пушнова 12 лет назад была вынуждена бросить работу, чтобы посвятить себя занятиям с дочерью Дашей, у которой в первом классе выявили тяжёлую форму дислексии. «Учителя рекомендовали отдать дочь на обучение в спецшколу для умственно отсталых детей, – вспоминает женщина. – Они до сих пор не могут поверить, что моя Даша сегодня – лучшая студентка в датском университете».
Даша была любознательным ребёнком, но не хотела читать и писать. Соседка внушала Наталье, что её дочь ленивая и поэтому делает по 10 ошибок на странице. «В конце первого класса дочка чувствовала себя изгоем в школе, – признаётся Пушнова. – Я пошла в психологический центр, где мне сказали, что у дочери действительно «трудности в приобретении навыков устной и письменной речи». Но интеллект при этом был совершенно нормальным».
До восьмого класса Наталья читала девочке учебники – на слух материал воспринимался легче. Логопед научила Дашу мыслить трёхмерными образами, картинками. Совместная работа привела к тому, что после домашнего обучения девушка смогла поступить в престижный вуз.
Ассоциация поможет?
С проблемой дислексии столкнулись и в семье директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Его дочь Мария два года назад основала Ассоциацию родителей и детей с дислексией. Всё началось с того, что она заметила, как дочка Ксения низко склоняется над книгами, обхватив голову руками, постоянно трёт глаза, а после часто жалуется на усталость и головные боли.
Хромала и учёба в школе, оценки сильно отличались от желаемых. Мария признаётся, что от непонятного слова «дислексия» хотелось убежать. Пиотровской удалось попасть на 67-ю ежегодную конференцию по проблеме дислексии, которая проходила в Америке.
Сегодня Ксении 14 лет, её обучили не привычной слоговой технике чтения, а позволяющей воспринимать слова целиком. Теперь она читает быстрее и осмысливает прочитанное заметно легче. «Для дислектиков нужно создать специальные классы, а также разрешить на экзаменах не только просматривать текст задания, но и прослушивать его в наушниках», - считает Мария Пиотровская.
В планах – добиться продвижения трёх законодательных инициатив на уровне страны. Первая – введение ранней качественной диагностики перед поступлением в школу. Вторая – дополнительное обучение педагогов начальной школы с государственной сертификацией. Третья – внесение изменений в требования к ЕГЭ.