Профессия инженера всегда была престижной. Однако сегодня для успешной работы мало получить «корочку» специалиста. Как строится подготовка инженера, и почему современные специалисты знают больше, чем советские, рассказала кандидат технических наук Марина Петроченко.
Хотят денег?
Елена Банокина, SPB.AIF.RU: Марина Вячеславовна, какая категория ребят чаще всего поступает на инженерные специальности? Есть мнение, что инженер – это обязательно мужчина с математическим складом ума.
Марина Петроченко: Если говорить про Инженерно-строительный институт, в котором я преподаю, то у нас, по моим оценкам, девушек даже больше. Если говорить в целом, то на
инженерных профилях интерес к специальности наблюдаем у обоих полов. В то же время девушки чаще выбирают более проектные направления и те, что связаны с организацией и управлением производственными процессами, а юноши чаще интересуются цифровым моделированием, технологическими процессами, производством и работой на объектах.
Если говорить про математический склад ума, то, конечно, абитуриентам нужно знать точные науки, без этого в инженерии никуда. Помимо математики и физики, сейчас требуется и информатика.
– Какие ожидания у абитуриентов и их родителей?
– Поступающим первостепенна среда, в которой они будут учиться. Подростки на Дне открытых дверей всегда спрашивают про преподавательский состав, им важно, чтобы педагог был не только теоретиком, но и практиком. Им интересен контингент студентов, важны лабораторная база и инфраструктура, например, наличие коворкинга, хорошей столовой.
Что касается родителей, то обычны два вопроса: какие карьерные перспективы и какой уровень зарплаты. Подростки об этом спрашивают крайне редко. Но мнения родителей и абитуриентов сходятся в том, что инженерно-техническое образование является неким гарантом стабильного будущего, ведь профессия инженера востребована всегда.
– Профессия действительно востребована, но здесь, как и в любой другой сфере, ценятся талантливые, компетентные специалисты. А не те, кого заставили родители. Может быть, стоит отбирать для поступления лучших ребят?
– Сразу напрашивается вопрос: а кто есть лучший? Часто к нам приходят ребята без вступительных экзаменов – это победители олимпиад. Среди первокурсников присутствуют те, кто набрал 300 и более баллов на ЕГЭ, то есть максимальное количество. Но очень часто к третьему курсу их начинают догонять и даже обгонять в успехах ребята, которые поступили к нам по конкурсу, но не с такими большими баллами. И лучшими становятся студенты, у кого и побед на олимпиадах никогда не было, и экзаменационных баллов поменьше… Но у них есть мотивация учиться, есть стремление и желание реализоваться в своей будущей профессии. Как показывает опыт, школьный аттестат или балл ЕГЭ не показатель.
Лучше, чем в СССР
– В моменты ностальгии по СССР часто вспоминают советских инженеров. Мол, раньше строили быстрее, качественнее, работали продуктивнее, да и в целом были талантливее нынешних. Как реагируете на такие высказывания?
– Дело в разных подходах. В советское время была реализована сильнейшая школа подготовки инженеров, в которой упор был сделан на подготовку массового специалиста. Он работал чётко по инструкции и занимался большим количест-
вом типовых проектов. Делалось это по одной причине – необходимо было поднимать экономику. Сейчас задачи инженера становятся всё более междисциплинарными, при этом – благодаря цифровым инструментам – количество ошибок снижается, а качество становится выше. Ошибки обнаруживают не когда уже запущено производство или строится объект, а ещё на этапе проектирования. Да и в целом проекты сегодня сложнее, чем были в 1960-е и 1970-е годы. Поэтому согласиться с тем, что «стало хуже», не могу.
– Каким образом сегодня строится подготовка будущих инженеров?
– Помимо изучения фундаментальных наук, серьёзной базы в области физики, математики и информатики (в отдельных специальностях ещё и химии), современные студенты осваивают и большое количество цифровых компетенций. Без этого сейчас инженер просто не имеет возможности быть востребованным. Второе, что не менее важно, учим их работать в команде и взаимодействовать с другими участниками проектов. Не менее серьёзное внимание уделяется развитию креативного мышления и предпринимательских навыков. Мы готовим инженера, который должен понимать весь жизненный цикл той продукции, которую он создаёт. Современный инженер имеет широкий кругозор. А ещё мы даём студенту возможность выбирать, в каких траекториях он может развиваться. Ведь кому-то хочется углубиться в исследования, другой мечтает создать свой продукт и продать его, третьему нравится заниматься проектированием и моделированием. Практически каждый студент имеет возможность выстроить свою учебную траекторию с учётом своих индивидуальных потребностей.
– Какова роль наставников и педагогов в подготовке инженеров?
– Как и в любой другой профессии, студента нужно направлять. Склонности видны на первых курсах обучения, поэтому опытный педагог может указать на способности и рекомендовать обратить внимание на тот или иной вид деятельности. Инженерная деятельность очень разнообразна. Нельзя говорить, что студент не способен, у нас способны все, главное – найти интересную для него область.
Кроме того, важно, как преподаватель рассказывает и преподносит предмет. Он должен быть увлечён своей дисциплиной, иначе как заинтересуешь других?
Не менее важно и взаимодействие со студентами. Университетский преподаватель, на мой взгляд, должен относиться к студентам, как к своим будущим коллегам. Например, когда я вхожу в аудиторию, к студентам я обращаюсь не иначе, как «здравствуйте, коллеги». Да, пока у них нет диплома, но они на пути к этому. Такое обращение мотивирует ребят, они чувствуют, что им уже задали некую планку, которой должны соответствовать.
Студент с трудовой книжкой
– Система подготовки в вузах подразумевает, что студент, получив диплом, уже может прийти на рабочее место и приступить к выполнению обязанностей. И наставник ему не нужен. Вы с этим согласны?
– Наша работа строится немного по-другому. Студенты Инженерно-строительного института Политеха начинают работать с третьего курса. Сначала это происходит в рамках практики на предприятиях, а потом уже в качестве сотрудника. В других институтах студенты последних курсов тоже, как правило, имеют место работы, поэтому к моменту получения диплома их трудовая книжка имеет запись. Мы выступаем только «за», если ребята начинают свою трудовую деятельность во время обучения в университете, совмещая её с учёбой. Это позволит студентам глубже погружаться в инженерную специальность, разбираться в своём деле.
Что касается системы наставничества на рабочем месте, то она, безусловно, нужна. Это позволяет сгладить процесс адаптации, погрузить молодого работника в корпоративную культуру предприятия. Например, у наших ребят ещё до официального трудоустройства на предприятии есть наставник, который его сопровождает. Это выгодно и самой компании – старшекурсник может писать дипломную работу по заказу предприятия, решая их реальные проблемы. В итоге компания получает молодого специалиста, адаптированного к реальной работе на предприятии сразу после окончания университета.
– Отслеживаете ли трудоустройство выпускников?
– 80% наших студентов трудоустроены на этапе выпуска, 100% нашли работу после получения диплома. Лучших ребят мы приглашаем в аспирантуру, где они имеют возможность продолжить своё обучение, выполняя диссертационные исследования, принимать участие в научно-исследовательских проектах и заниматься преподавательской деятельностью.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.