Одновременно в Смольном объявили, что в ближайшие годы в городе откроется несколько учреждений, где будут заниматься с такими детьми. Почему эту работу начали именно сейчас, и как развить в ребёнке лучшие качества?
- Официально стартом программы стал указ, согласно которому в каждом регионе должен появиться центр по работе с одарёнными школьниками, - рассказал директор Президентского лицея № 239, где учатся подростки, способные к физике и математике, Максим Пратусевич. - За модель взят образовательный комплекс «Сириус» в Сочи, сочетающий науку, искусство и спорт. Однако в Петербурге эта работа уже активно ведётся.
Так, два года назад в Каменноостровском дворце открылась Академия талантов, где занимаются сотни детей. Этой осенью на Петроградской стороне распахнёт двери первая очередь Академии цифровых технологий. А после ремонта в Малом Мраморном дворце войдёт в строй вторая.
В 2019-м на базе нашего лицея будет создан технопарк. Всё это долгосрочные масштабные проекты, на которые город средств не жалеет. Ведь задача не просто дать знания, а мотивировать сегодняшних 13-17-летних. Важно, чтобы молодёжи было интересно. Чтобы появилось стремление сначала учиться, а затем устроиться на перспективную работу, результаты которой важны для общества.
Прорывные проекты
- Вы говорите о передовых технологиях, но сегодня мы здесь отстаём. Развиваются в основном оборонные отрасли, добыча природных ископаемых. На что же тогда нацеливать молодых?
- В корне не согласен. У нас есть целый ряд по-настоящему прорывных решений, где свою лепту внесло новое поколение. Так, в петербургском ИТМО создана квантовая линия связи, которая полностью исключает любую утечку или искажение информации. В Сарове собирают супермощные компьютеры, а 90% электронной микроскопии производят в Зеленограде. Мы сами об этом не знали, пока в лабораторию нанотехнологии нашего лицея не доставили новейший атомно-силовой микроскоп. Все с удивлением увидели, что сделан он в Подмосковье!
Не забывайте, сегодня всего три страны в мире имеют собственную интернет-поисковую систему - США, Россия и Китай. И две - Америка и Россия - систему глобального позиционирования: GPS и Глонасс. Недостатки есть, никто не отрицает, но всё это действует и совершенствуется.
- И в знаменитом швейцарском ЦЕРНе, где построен андронный коллайдер, российская часть тоже очень существенна. Из 5 тыс. сотрудников примерно 800 - россияне, есть там и петербуржцы.
- Здесь у меня вопрос к нашим средствам массовой информации: кто об этом знает? Почему не пишут о том, что гравитационные волны, открытие которых недавно праздновал весь мир, зафиксировали датчики, установленные, в том числе, российскими учёными? Ничего не слышно и о сверхзадачах, которые решает Институт ядерной физики под Гатчиной. Я вхожу в Совет при президенте по науке и образованию и там познакомился с работами исследователей, выдвинутых на премию для молодёжи. Недавно её присудили учёному, занимающемуся нанороботами. Органическую молекулу ему, по сути, удалось превратить в компьютер. Фантастика, но кому это известно?
Парадокс: мы плохо «пиаримся», не умеем «застолбить» на международном рынке свои достижения, зато охотно выпячиваем недостатки. Поэтому неправильно думать, что только сидим на трубе и качаем нефть. Кстати, это тоже высокотехнологичный процесс. В Петербурге, например, находится научно-технический центр одной из мощных добывающих компаний, откуда ведётся дистанционное управление бурением скважин в Сибири. Прибавьте сюда высокотехнологичную медицину, ту же оборонку. И везде требуются профессионалы, рабочие руки.
- Но чтобы подготовить таких специалистов, нужны условия. У нас же с этим сложности. В интервью «АиФ» руководитель лаборатории СПбГУ, выпускник вашего лицея Станислав Смирнов, совершивший открытие мирового значения, рассказывал об изнуряющей отчётности.
- Особенно досаждает такое обилие бумаг в образовании. Ведь преподаватель должен не просто провести урок. Ему необходимо научить ребёнка понимать и применять информацию, в том числе в нестандартных ситуациях. Разложить тему по полочкам, правильно поставить вопросы и помочь классу найти ответ. Для этого надо быть личностью, понимать детей, знать их культуру, ценности, настроения. Придумывать новые методы, а не бесконечно писать планы и программы.
Думать надо!
- У вас в лицее учатся дети, склонные к точным наукам. Конкурс - 10-12 человек на место. Как раскрыть потенциал каждого?
- Незаурядные способности некоторых видны сразу, но большинство успехов достигаются трудолюбием. Применяем и индивидуальный подход. Так, сейчас к нам поступил девятиклассник из Калининграда. Недавно он выиграл Всероссийскую олимпиаду «Национальной технологической инициативы» в области машинного обучения и больших данных. Несмотря на юный возраст - всего 15 - он профессионально занимается анализом обширного объёма информации, разрабатывает соответствующие приложения. Персонально для него продумали отдельный курс обучения. Всё - бесплатно, это наш принцип.
- Хорошо, что подросток попал в Петербург. А как быть, если талант есть, но семья живёт далеко от мегаполисов?
- Если у ребёнка искра Божья, сегодня в России он может учиться во многих местах. Открыто много интернатов, так что образование, причём без вложения больших денег, не проблема. Сложность в ином: человек должен хотеть получить знания, видеть перспективу. Для этого нужно думать, развиваться, включать интеллект, на что способны далеко не все.
Есть и иная точка зрения, особенно присущая глубинке: как наши деды жили, так и мы будем. В одной из областей коллеги нашли мальчика с яркими математическими способностями. Хотели, чтобы позанимался в летней профильной школе, но воспротивились родители. Они считали, что сын должен помогать сажать в огороде картошку. И как педагоги ни бились, так парня и не отпустили. А ведь он мог достичь вершин.
- Многие родители действительно думают: зачем детям такая нагрузка? В XXI веке человек может обойтись и без широких познаний.
- Если считать, что достаточно просто существовать в социуме, тогда действительно можно ограничиться минимумом. Однако надо понимать: ты, скорее всего, окажешься человеком на вторых ролях, подчинённым, а не принимающим решения. Ведомым, а не лидером. О куске хлеба заботиться не будешь, но и выше не поднимешься. Кстати, многие люди так живут и очень довольны. Но если у тебя есть талант, амбиции, ты хочешь оставить свой след в мире, совершить научное открытие, написать работы по философии, литературе - надо много и серьёзно учиться.