Не все дети быстро учатся читать. Иногда процесс никак не идет дальше складывания букв в слога, а ребенок берет книгу неохотно, под действием уговоров или ультиматумов: «Не прочитаешь 10 страниц – не получишь сладкого!». Обычно такие методы оказываются малоэффективными. Уже год в Петербурге работают «педагоги», которым за считанные часы удается привить малышам любовь к книгам. Это – обычные собаки. Как правило, детям хватает трех-четырех часов чтения с собакой, чтобы освоить и полюбить это занятие.
Корреспондент SPB.AIF.RU разбирался, как четвероногим питомцам удается справиться с задачей, которая зачастую оказывается не под силу родителям и школьным учителям.
Чтение с собаками
«Книжные собаки» появились за границей уже более 15 лет назад. В Петербурге четвероногие преподаватели литературы появились в прошлом году. В рамках проекта «КниГАВ» собаки помогают детям научиться читать. Разумеется, они ничего не объясняют ребенку и не кусают его, пока тот не начнет читать быстро и без запинки. Все просто: собаки являются самыми благодарными слушателями, которых так не хватает детям!
«Чтобы научиться читать, нужно заниматься чтением как можно больше, а для начала получить для этого стимул и мотивацию, - объясняет куратор проекта Яна Задорожная. – Мотивация у ребенка есть только в том случае, если его слушают. Дома или в школе с этим проблемы: мамы будут поправлять и перебивать своих детей, а в школе ребенок стесняется читать перед всем классом. Когда нет стимула, ребенку скучно, неинтересно читать. Когда же ребенок читает собаке, его внимательно слушают и не перебивают: собаки и дети заняты одним общим делом».
Указывая на ошибку в чтении, родители этим отвлекают ребенка. Собака же слушает, не перебивая и терпеливо дожидаясь, когда ее ученик составит из слогов трудное, неподдающееся слово. Волонтер, находясь неподалеку, в случае необходимости может записать все ошибки и передать их учителю, чтобы они были проработаны на уроке.
Отбор кандидатов
В Петербурге учителями чтения работают четыре собаки из благотворительной организации «Собаки для жизни» - лабрадор Лейла, ретривер Лада, метис Ляля и йоркширский терьер Ева. Чтобы стать педагогами, они прошли специальное обучение и тестирование. Работать с детьми может собака любой породы. Главные требования к четвероногим преподавателям – любовь к детям и спокойное восприятие шума, ведь не все ученики ведут себя на уроках тихо. Некоторые хвостатые кандидаты в педагоги не проходят отбор собеседования из-за своей чрезмерной активности и неусидчивости
Чтение с собаками – лишь одно из направлений канистерапии (методе реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак - прим.). У четвероногих преподавателей плотный график: они ездят по всему городу, помогая детям и взрослым справиться с психологическими проблемами, фобиями, травмами или болезнями. Несмотря на большую загруженность, собаки сохраняют в себе любовь к детям и приходят на уроки чтения в отличном настроении.
«Лучший учитель – собака!»
В настоящее время проект реализуется на двух площадках – в детской библиотеке №7 на Скобелевском проспекте и в школе №7 на улице Тамбасова. В библиотеке работают лабрадор Лейла и ретривер Лада, а метис Ляля и йоркширский терьер Ева обучают детей в школе.
Ребенок приходит на занятие, здоровается с собакой, и урок чтения начинается. Хвостатый педагог может даже выбрать нужную книгу и указать на страницу, на которой ребенок остановился в предыдущий раз. Занятие длится 15-20 минут и проходит индивидуально, чтобы маленькие ученики не волновались и оставались наедине со своим преподавателем. Обычно для улучшения навыков чтения хватает курса из восьми занятий. Примерно на середине курса волонтеры устраивают для детей групповые чтения, в которых уже принимают участие пять человек. Так ребенок научится не только читать, но и слушать.
Несмотря на то, что желающих поучиться чтению у собак-педагогов очень много, площадок для занятий в городе пока что только две. «Не все руководители готовы принять настолько новый формат, - считает Яна Задорожная. – Не все готовы пустить собаку в свое чистое помещение – школу или библиотеку».
Опасения скептиков об эффективности чтения с собаками готовые опровергнуть родители маленьких учеников. «Мой ребенок в течение нескольких лет учебы в школе мог читать только по слогам, - рассказала корреспонденту SPB.AIF.RU Елена, мама третьеклассника. – Мы с мужем бились с этой проблемой, учителя в школе занимались с ним дополнительные часы – ничего не помогало, только отвращение к книгам появилось. От безысходности пошли на уроки с собаками. После пяти занятий с лабрадором Лейлой мой сын читает взахлеб, с удовольствием и без ошибок. Как оказалось, самый лучший учитель – собака!».