224

Государство гарантирует. Пандемия показала, что без его помощи не обойтись

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Аргументы и факты - Петербург 24/06/2020 Сюжет Общероссийское голосование-2020
Жизнь должна быть радостной и полноценной в любом возрасте.
Жизнь должна быть радостной и полноценной в любом возрасте. Фотобанк pixabay.com

Ситуация с коронавирусом показала, что в подобных непредвиденных обстоятельствах люди не могут обойтись без помощи государства. Поэтому социальные гарантии должны быть закреплены в Конституции, что и предполагают новые поправки в Основной закон.

Поправки в Конституцию

Ст. 75: «В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом».

«В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат».

Суть: Государство гарантирует, что никакие экономические кризисы или другие потрясения не отразятся на объемах и регулярности оказания всех видов социальной помощи.

Не пятое колесо

Ситуация с коронавирусом показала, что в подобных непредвиденных обстоятельствах люди не могут обойтись без помощи государства. Поэтому социальные гарантии должны быть закреплены в Конституции, что и предполагают новые поправки в Основной закон. Однако это - только первый шаг. О том, что еще предстоит сделать, рассказал доктор экономических наук, профессор СПбГЭУ Николай Межевич.

«Какова роль государства в условиях кризиса? Ответ очевиден. Ведь как институт оно создавалось именно для осуществления функций в чрезвычайных ситуациях, - рассуждает профессор. - Стоит вспомнить Древний Китай, Индию, Египет или Рим. В мирное время, при стабильных социально-экономических показателях, необходимость в государстве существенно меньше. Его даже называют пятым колесом в телеге, но вот пандемия показала, что оно как минимум третье. Уже понятно, что ни частная корпорация, ни НКО, ни политическая партия не в состоянии принимать решения, способные спасти общество в такой ситуации. Это может сделать только один институт – государство».

Помощь государства

Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: О способах государственной помощи в разных странах также шло немало споров, в некоторых из них даже начались антикарантинные протесты. Достаточно ли Россия поддержала своих граждан?

Николай Межевич: Дело в том, что борьба с вирусом и его последствиями продолжается, вопрос не закрыт. Эпидемия лишь прошла свой первый круг, идет подсчет ущерба и в ряде случаев - подготовка ко второй волне. Безусловно, все страны отреагировали на COVID-19 по-разному. Там, где государство традиционно занимает большое место в экономике (тот же Китай или Россия), мобилизационные и санитарно-карантинные меры были восприняты более спокойно. И именно на правительство была возложена основная ответственность за помощь пострадавшим. 

В странах, где подобного пиетета к государству нет, можно было наблюдать хаотичные метания. Например, в Великобритании, которая должна была дойти до абсолютно чудовищных показателей заражения, до болезни премьер-министра, чтобы начать принимать какие-то решения. Но это как поменять замок на конюшне, когда из нее уже украли лошадь. В этом отношении ограничения, действовавшие в Москве и частично в Петербурге, со стороны могут показаться чрезмерными, но действенными с медицинской точки зрения.

Теперь по поводу размера помощи населению и бизнесу. Не может быть в условиях рыночной экономики страны, которая бы помогла всем. Деньги и льготы «раздавались» адресно, в том числе и в США. Хотя Соединенные Штаты - это вообще отдельный пример, равняться на который невозможно. Экономика этой страны прочно сидит на эмиссии своей валюты. Как выглядят юань и евро - половина планеты не знает, а как выглядит доллар - в курсе даже, образно говоря, пингвин в Антарктиде.

В России, хотя и существуют недоработки, были предложены конкретные и эффективные меры. Другое дело, что, на мой взгляд, не было достаточной скоординированности действий между ветвями власти и различными институтами, в которые предлагалось обращаться за помощью. К сожалению, информация о каком-то скандале в артистической среде у нас разносится быстрее, чем решения президента и правительства в экономической сфере.

Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 22 и 26 мая 2020 г. по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса - телефонное интервью.
Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 22 и 26 мая 2020 г. по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса - телефонное интервью. Фото: ВЦИОМ/ Вероника Такмовцева

«Вертолетный метод» не работает

- Как вы относитесь к так называемой «вертолетной раздаче денег», о которой в очередной раз заговорили во время пандемии? Когда пусть и небольшую сумму, но получают все жители страны.

- Любой вменяемый экономист вам скажет, что «вертолетный метод» безграмотный потому, что безадресный. С вертолета хорошо разбрасывать листовки, но не купюры - помощь так не распределяют. Если мы «размажем» этот денежный кусок ровным слоем по всем, - тем, кто действительно нуждается, достанется меньше.

Стоит посмотреть на европейскую модель соцпомощи, включая скандинавскую. Деньги «раздаются» четко по набору условий, существуют электронные базы данных, индексы. И каждый знает, сколько и от кого он получит. Отмечу, что эксперименты с «безусловным доходом» уже проходили в нескольких странах, включая Финляндию, и особых успехов не показали. 

А в 2016 году швейцарцы дружно проголосовали против «раздачи денег» на референдуме. Трудоспособные люди не хотят просто получать деньги с неба, они хотят иметь возможность их зарабатывать.

- Кому в первую очередь должно помогать государство? По каким критериям оценивать нуждающихся? И как не развить в них паразитизм и постоянные надежды на госпомощь?

- Надо помогать тем, кто не может помочь себе сам. Это старики, дети, инвалиды. В России это как раз основные получатели социальной помощи. И проблемы социального паразитизма в нашей стране нет, поскольку нет условий, при которых кто-то превратится в пассивного потребителя материальных благ.

Вот в Швеции начала 1970-х такие условия были. Тогда появились полные сил и энергии люди, которые лежали на диване и принимали гуманитарную помощь, деньги, талоны на питание. В современной Швеции это уже непозволительно, и параметры оказания помощи постоянно ужесточаются.

Да, есть некоторые европейские страны, где, так скажем, некоренные жители включают режим биологического воспроизводства для получения социальных гарантий. Но это не наш случай. Представьте себе обычную небогатую семью из Петербурга - рожать троих детей только ради денег они не будут. Но вполне пойдут на этот шаг, зная, что у ребенка будет место в садике, мама гарантированно сможет вернуться на работу, семье предоставят какие-то льготы и социальную помощь, если это необходимо. Одно только материальное стимулирование - это метод, который дает весьма ограниченные результаты по демографии в развитых странах.

Проблемы социального паразитизма у нас нет. И рожать ради денег троих детей в Петербурге вряд ли будут.
Проблемы социального паразитизма у нас нет. И рожать ради денег троих детей в Петербурге вряд ли будут. Фото: Фотобанк pixabay.com

Как накопить на пенсию

- Считается, что в Европе хорошие пенсии, однако бóльшую часть суммы там составляют накопления от дополнительных отчислений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). И о пенсии каждый забоится сам, начиная с юных лет. В России все же принято полагаться на государство. На ваш взгляд, какая модель наиболее оптимальна?

- Я больше склонен к модели государственной пенсии, так как не очень верю НПФ. В России было немало скандалов с частными пенсионными фондами, которые банкротились, руководители переезжали на Лазурный берег, а пенсионеры - на кладбище. Безусловно, есть страны, где история негосударственных ПФ насчитывает почти сто лет, все схемы давно отработаны, мы же пока только в начале этого пути.

Совсем непонятно, что будет с накоплениями Ивана Ивановича за 30 лет, если он решит их доверить НПФ? И кто будет платить ему пенсию, если фонд обанкротится? Поэтому пока все надежды россиян - именно на государство. В этом случае хотя бы понятно, где его искать и как к нему обращаться. А самый оптимальный вариант увеличения размера пенсии, помимо индексации, - это рост благосостояния государства и его граждан. 

- В новой Конституции, голосование за которую пройдет 1 июля, говорится об индексации пенсий, обязательном соцстраховании, адресной помощи и т. д. Должны ли подобные социальные гарантии населению быть закреплены в Основном документе страны? Что это может дать?

- Социальные гарантии должны быть закреплены в Конституции - и это правильный, но только первый шаг. Далее они должны быть прописаны в соответствующих законах и, на уровне инструкций, в подзаконных актах. Тогда мы выстроим четкую схему социальной помощи населению, избежим любой путаницы, и никто из нуждающихся в помощи государства не останется без поддержки.

Новые меры социальной поддержки, введенные в Санкт-Петербурге в 2020 году:

  • в честь75-летия Победы в ВОВ в апреле 2020 года ветераны, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, вдовы погибших и умерших инвалидов и участников ВОВ, дети войны получили единовременные денежные выплаты до 75 000 рублей (в зависимости от категории) из федерального бюджета и до 7000 из местного.
  • Ежемесячная выплата в размере 3000 рублей гражданам, проживавшим (родившимся) в Ленинграде в период блокады с 08.09.1941 по 27.01.1944 и имеющим место жительства в Санкт-Петербурге.
  • Региональная социальная доплата неработающим пенсионерам до величины прожиточного минимума в регионе (9524 рублей в 2020 году).
  • Услуга «социальной няни». Бесплатный присмотр за детьми (до 4 часов в день) от 0 до 1,5 года в семьях, у которых родились одновременно двое и более детей.
  • Ежемесячная денежная выплата в размере 5588 рублей на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет семьям с детьми, размер среднедушевого дохода которых не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения (11 465 рублей в 2020 году).
  • Ежемесячная выплата в размере 5000 рублей (в течение 3 месяцев) всем семьям с детьми до 3 лет, получившим право на материнский капитал до 1 июля 2020 года, в том числе если средства по сертификату уже полностью израсходованы. Федеральная поддержка была принята в связи с пандемией коронавируса.
  • Единовременная выплата на детей с 3 до 16 лет в размере 10 000 рублей на каждого рожденного и усыновленного ребенка. Федеральная поддержка была принята в связи с пандемией коронавируса.
  • Максимальная сумма выплат для безработных граждан увеличена с 8000 до 12 130 рублей в месяц до конца 2020 года. Федеральная поддержка была принята в связи с пандемией коронавируса.
  • Выплата в размере 3000 рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка, родители которого оказались без работы и обратились в службу занятости с 1 марта до 30 июня 2020 года. Федеральная поддержка была принята в связи с пандемией коронавируса.
  • С 1 сентября 2020 года будет организовано бесплатное горячее питание ученикам начальных классов государственных школ Санкт-Петербурга.

Всего в 2019 году поддержку в Санкт-Петербурге получили более 2,5 млн человек. Общая сумма составила свыше 61,3 млрд руб. Все социальные выплаты были проиндексированы на 4,24%. 

Чем поможет социальный участковый?

В Санкт-Петербурге уже год работает служба «социальных участковых» - это первый подобный проект в России. Одинокие и больные люди часто месяцами ходят из одного социального учреждения в другое, безрезультатно пытаясь получить нужную помощь. Изменить устоявшееся положение и стало главной задачей новой службы, которая выступила координатором между нуждающимися в помощи гражданами и медицинскими, а также социальными учреждениями города. Это позволило избежать бюрократических проволочек и «хождения по инстанциям» десяткам тысяч петербуржцев.

Сегодня в Петербурге работают 17 бюро социального обслуживания — они расположены во всех районах города. Информацию о них можно уточнить по телефонам: 8 (812) 334-41-44 и (812) 576-0-576 или на сайте coso.ksp.gov.spb.ru.

Какую поддержку могут оказать:

  • составить индивидуальную программу предоставления социальных услуг;
  • составить социальный маршрут и список организаций, которые нужно посетить для решения конкретного вопроса;
  • помочь оформить инвалидность и получить полагающиеся льготы;
  • принять решение об оказании срочной помощи медицинского или социального характера;
  • решить вопрос с социальным такси, вызовом врача на дом, организовать доставку предметов для реабилитации (костыли, коляски и прочее).
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах