Примерное время чтения: 10 минут
1076

Как работать в экстремальных условиях? Капитан Лобусов о тайнах льда

Дмитрий Лобусов уже 13 лет стоит на капитанском мостике одного из самых мощных атомоходов мира  «50 лет Победы».
Дмитрий Лобусов уже 13 лет стоит на капитанском мостике одного из самых мощных атомоходов мира «50 лет Победы». ФГУП «Атомфлот»

21 мая отмечается День полярника. Это праздник исследователей Ледового континента, тысяч людей, самоотверженно осваивающих северные территории. В Санкт-Петербурге большую работу ведет Комитет по делам Арктики, который, в том числе, занимается развитием связей города с регионами Арктической зоны России.

По инициативе ведомства Санкт-Петербург становится отправной точкой арктического туризма. Каково это – отправиться на Северный полюс? Что чувствуешь, пробиваясь через вековые льды? Об этом «АиФ» рассказал капитан атомного ледокола «50 лет Победы» ФГУП «Атомфлот» Дмитрий Лобусов. В «точке 90 градусов» он побывал свыше 50 раз.

Рубит лед, как топором

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Дмитрий Викторович, вы 13 лет стоите на капитанском мостике одного из самых мощных атомоходов мира. А чем ваш ледокол отличается от других судов такого же класса?

Дмитрий Лобусов: «50 лет Победы» объединил лучшие технические решения предыдущих версий атомных ледоколов. Одно из них – носовая оконечность нашего судна имеет не острую, а ложкообразную форму. Это позволяет не застревать во льдах и обеспечивает большую проходимость. Также в местах, где корпус соприкасается со льдом, он покрыт нержавеющей сталью, что уменьшает силу трения. Если учесть, что с возрастом поверхности становятся шершавыми – это серьезное преимущество, которое позволяет работать долго и эффективно. У ледокола два атомных реактора, обеспечивающих 75 тысяч лошадиных сил. Он может беспрепятственно идти через льды до 3 метров. Крепкая, надежная конструкция, которая и сегодня, несмотря на солидный стаж, позволяет оставаться на плаву.

– Вы возите и туристов. Как появилась идея таких круизов?

– Первый на ледоколе «Россия» был совершен еще летом 1990 года. Тогда флоту элементарно требовались средства, приходилось зарабатывать, да и ледоколы летом задействованы не так активно. Стартовые рейсы прошли удачно и с тех пор продолжаются уже 31 год. С 2009-го путешественников на Северный полюс доставляет «50 лет Победы». Условия комфортные: хорошее питание, развлечения, но это не круизный лайнер. Живут туристы, например, в каютах экипажа, где обстановка спартанская. И все же за все годы я никогда не слышал недовольства или разочарования. Всегда полный восторг.

«50 лет Победы» объединил лучшие технические решения предыдущих версий атомных ледоколов.
«50 лет Победы» объединил лучшие технические решения предыдущих версий атомных ледоколов. Фото: ФГУП «Атомфлот»

– Говорят, что ледоколы в силу своей конструкции на воде качает намного сильнее. Извините, но как при болтанке сидеть, спать? И что делать, если начнется «морская болезнь»?

– По открытой воде мы ходим мало. К тому же сейчас настолько развилась гидрометеорология, что можно четко определить погодные условия. Что касается качки, то у каждого человека с ней свои отношения. Кто-то реагирует, но большинство не замечают. Если же появились трудности, выдаем таблетки, которые защищают организм. Также у нас на судне отличный медицинский центр, где помогут справиться с проблемами.

Не трогайте медведей!

– Что же так привлекает людей в этом суровом краю?

– Новое всегда интересно. Кроме того, остаются очень сильные впечатления. Я сам, когда первый раз после училища шел по этому маршруту, не мог оторвать взгляд от ледокола, крушившего тяжелые льды. Завораживающее зрелище. Для многих это осуществление заветной мечты, романтика, пусть и холодная. Арктика красива всегда, особенно в солнечные дни, когда лучи отражаются во льдах. Кстати, погода там меняется часто и резко, что тоже добавляет эмоций.

– Эмоции зашкаливают и при встречах с белыми медведями! Слышала, что один из хищников вышел прямо к туристам.

– Мы часто встречаем медведей, когда ходим с участниками экспедиций. Я для себя поделил этих царей Арктики на три категории. Одним – интересно, особенно малышам. Они охотно приближаются к людям, позволяют фотографировать. Вторым – все равно. Сидит, ловит нерпу и всем видом показывает: «Лучше не трогайте, не мешайте». И третьи – сразу удирают. Разные характеры, как и у всех нас.

Если серьезно, мишки и другие звери – часть огромной и сложной экосистемы, где нужно соблюдать баланс. И нам необходимо совмещать экономическую выгоду от туризма и сохранность первозданной природы. Так, путешественники по программе высаживаются на архипелаг Франца-Иосифа. Сегодня там создан полярный парк. Экологи следят, чтобы группы шли по определенным маршрутам, не рвали растений, не пугали животных. Тех же медведей раньше нередко кормили с рук, сейчас это категорически запрещено. Иначе забава может обернуться несчастьем как для зверя, так и для человека.

Мишки и другие звери – часть огромной и сложной экосистемы, где нужно соблюдать баланс.
Мишки и другие звери – часть огромной и сложной экосистемы, где нужно соблюдать баланс. Фото: ФГУП «Атомфлот»

– Вы обратили внимание на первозданность природы. Но насколько атомный ледокол безопасен для окружающей среды?

– Как раз для природы это самый безопасный вид транспорта. Мы же ходим «на пару», воздух вокруг чистый. Вы бы видели, когда судно на дизеле сдает полный реверс – небо становится черным. А у нас выхлопов нет. Мусор, продукты жизнедеятельности собираем, утилизируем, а остатки сдаем на берег. Воду, что течет из крана, тоже аккумулируем в предусмотренном для этого отсеке, обеззараживаем и сливаем.

– Ледокол отправляется в плавание на месяцы. Не исключены и экстремальные ситуации. Как идет подготовка к рейсу?

– Сначала надо знать продолжительность и задачи, которые ставятся. Исходя из этих требований готовятся и судно, и экипаж. Большинство членов нашей команды работают в отрасли по 20-30 лет. Некоторые еще первый ледокол «Арктика» строили и принимали. Все прекрасные специалисты своего дела. Есть в составе и высококвалифицированные токари, сварщики, механики, которые в случае необходимости могут сделать любой ремонт.

– Также знающие люди говорят, что нужно уметь читать лед, как будто открываете книгу. Неужели правда?

– Правда. Это только кажется, что он однородный или сплошное «поле». На самом деле – очень отличается, и понимание приходит со временем, большим опытом. В книжках этого не описать. Все знают, что будущие летчики отрабатывают мастерство на тренажерах, в деталях имитирующих обстановку полета. Созданы такие конструкции и для плавания во льдах. Но они не отражают действительности. Я разговаривал с программистами, которые прямо сказали: «Чтобы было похоже, надо оцифровать каждую льдинку, сделать математическую модель. Нереально». Поэтому главное – практика, подтвержденная многолетней работой.

Получают уникальные результаты

– Где же вы приобрели такой опыт? Как пришли в профессию и Арктику?

– В профессию пришел целенаправленно. Еще в детстве хотел стать моряком. Мечта родилась на Волге, под Саратовом, где каждый год проводил у бабушки каникулы. Там наша великая русская река раскинулась так, что горизонт еле виден. А вот в Арктику попал случайно. После окончания Макаровки летел из Ленинграда в Мурманск. Рядом кресло занимал знакомый, служивший на атомоходе. Он и посоветовал идти на «Арктику». Меня быстро оформили, но когда прибежал на причал, трап уже убрали, ледокол отходил. Хорошо, что нашлась подходящая доска, которую перекинули, и я, как по канату, забрался наверх. С тех пор «заболел» Арктикой, влюбился в ее снега и просторы, работал на нескольких судах. Дорос с четвертого помощника до капитана. С 2007-го – капитан «50 лет Победы».

– Наверняка вы встречались и с полярниками, которые работают на станции «Восток». Недавно в глубину Антарктиды из Петербурга привезли новый зимовочный комплекс. Какими качествами должны обладать люди, чтобы надолго оставаться вдали от цивилизации?

– Люди на станциях, льдинах – особые. Им труднее, чем нам на ледоколах, где чувствуешь себя более комфортно и защищенно. Будем реалистами – выдерживают не все. Сложно надолго оторваться от берега, семьи. Да и к холоду, стуже нельзя привыкнуть, особенно когда мороз держится долго. Его можно только терпеть и одеваться потеплее. Но те, кто остается, – настоящие подвижники, которые трудятся в экстремальных условиях и получают уникальные результаты.

С 2009-го путешественников на Северный полюс доставляет «50 лет Победы».
С 2009-го путешественников на Северный полюс доставляет «50 лет Победы». Фото: ФГУП «Атомфлот»

– Вы не раз ходили и по Северному морскому пути, который незаменим при перевозке грузов. Почему для России это так важно?

– Это же главная арктическая магистраль! Напомню страницы истории: транспортное сообщение было открыто в 1932-м. Известна резолюция Сталина: «Организовать Северный морской путь и держать его в исправности». И держали! В период расцвета грузооборот достигал 7 млн тонн в год. Затем в 1990-х наступили иные времена, когда перевозка в один миллион уже считалась достижением. Сейчас положение меняется в лучшую сторону. Строятся заводы по производству сжиженного газа, нужно вывозить тысячи тонн готовой продукции. А к 2024 году навигацию планируют сделать круглогодичной.

– Продолжается обновление и ледокольного флота. Сегодня на Балтийском заводе строится сразу несколько флагманов. Вы всю жизнь связаны с этой отраслью. Не пожалели?

– Ни разу. Вот и сейчас уже жду встречи с экипажем, своим ледоколом «50 лет Победы». Ну а в июле снова идем на Северный полюс.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах