Победа над нацистской Германией стала заслугой не только солдат Красной Армии, бившихся на полях сражений, но и предприятий, обеспечивавших нужды фронта.
Многие из них находились в блокадном Ленинграде. Голод, холод, артобстрелы и бомбардировки. Условия, по современным меркам, несопоставимые с жизнью. Одним из ключевых объектов оборонной промышленности стал Кронштадтский Морской Завод.
На предприятие, оказавшееся в кольце блокады, обрушилось почти 4 000 снарядов и более 100 авиабомб. Около ста человек погибли на рабочих местах во время бомбежек и артобстрелов.
В пятницу, 7 мая, работники завода, не смотря на проливной дождь, стройной процессией вышли в сад Металлистов, находящийся рядом с проходной предприятия. Они почтили память героев, возложив венки и цветы к памятнику подвигу Морзаводцев.
![Торжественное возложение венков у памятника подвигу Морзаводцев](https://static1-repo.aif.ru/1/fd/1766514/c/8f2726c79580fda92ae999ba024c2018.jpg)
Первые дни войны
Кронштадский Морской Завод основан в 1858 году — это одно из старейших судоремонтных предприятий России. На протяжении всей своей истории завод был и остается главной ремонтной базой Балтийского флота.
Нападение Фашистской Германии на Советский Союз хоть потрясло страну, но предприятие отреагировало оперативно: в первый же день завод перешел на работу в режиме военного времени.
Уже в июле 1941 г. 395 работников предприятия ушли на фронт ополченцами. Из них вернулось только 16 человек. Около 900 человек были мобилизованы.
Четверо воинов награждены званием Героя Советского Союза: Дмитрий Ходаков (посмертно), Яков Слепенков, Николай Лебедев (посмертно), Василий Жильцов.
![Памятная плита, посвященная героям-морзаводцам](https://static1-repo.aif.ru/1/d5/1766509/c/fafd518414e117c7b5e31950704457a8.jpg)
С первых дней войны завод стал выполнять поручения командования: переоборудование катеров и траулеров в электромагнитные тральщики, грузили мины на торпедные катера, выполняли срочный аварийный ремонт кораблей, получивших боевые повреждения.
Между тем, рабочие занимались не только ремонтом кораблей: после окончания смен они строили щели, химубежища, доты.
В августе 1941 года в Кронштадт пришли корабли, вырвавшиеся с оккупированных немцами территорий. Финский залив был уже заминирован, и суда не моги выходить на боевые дежурства. «Работали» только подводные лодки.
Оставшиеся зажатыми у берега, корабли обстреливали из своих орудий вражеские позиции на северном и южном берегах Финского залива.
Под градом бомб
Сейчас мы находимся на территории Завода, рядом с доком имени Сургина.
![Доки Морзавода.](https://static1-repo.aif.ru/1/2e/1766518/c/2e69526bddbae5bae44b300c159816a6.jpg)
Ветер застыл, навязчивая морось сменяется холодным проливным дождем. Туман цепляется за стрелы огромных портовых подъемных кранов.
У стенки заводского пирса перед центральным зданием предприятия стоят несколько судов – это учебные и боевые корабли Балтийского флота. Лязг металла, шипение сжатого воздуха. Сквозь эту какофонию прорываются надрывные крики чаек.
«К середине сентября 1941 года германские войска прорвались к Финскому заливу. 23 сентября 1941 года захватили Новый Петергоф. То есть они оказались прямо напротив Кронштадта, - рассказывает специалист по связям с общественностью Кронштадского Морского Завода, Глеб Чубинский-Надеждин, указывая рукой на затянутый туманной дымкой горизонт. – Они били просто прямой наводкой – расстояние менее 10 км. Нацисты ставили перед собой задачу уничтожить завод как главную судоремонтную базу на Балтике».
![Центральное здание Морзавода. Здесь рвались снаряды и бомбы.](https://static1-repo.aif.ru/1/58/1766530/c/8c566d542a225a5ec7a56b8d00fc4417.jpg)
Дрожала земля. Чадили пожарища. Бомбы разрушили многие цеха, нанесли повреждения докам, южной швартовочной стенке. Рабочие гибли под завалами. Но это не остановило завод. Сразу после налетов начинались восстановительные работы.
В Музее истории Кронштадта сохранилась уникальная схема – это карта артобстрела и бомбежек территории завода 1941-43гг. Глядя на нее, понимаешь – почти в каждое здание попадало более 10-15 снарядов. По сути, они превратились в решето.
![Карта обстрелов и бомбежек Морзавода.](https://static1-repo.aif.ru/1/a9/1766532/c/6bdae8d3a9f7291d98818edaea7c0636.jpg)
А потом пришла лютая зима 1941 года.
Голод и холод
«Голод в Кронштадте был страшнее, чем в блокадном Ленинграде: подвоз продовольствия в город был сильно затруднен. В первую блокадную зиму температура опускалась до - 40 градусов. Замерзали не только люди: застывала смазка в станках, и ее приходилось разогревать, чтобы их запустить, - рассказывает научный сотрудник Музея истории Кронштадта Наталья Смазнова. – Между тем, взамен ушедших на фронт мужчин к станкам встали женщины, дети, подростки. Когда в 1943 году была учреждена медаль за оборону Ленинграда, в Кронштадте ее получали ребята 13-14 лет».
Например, сохранились воспоминания сотрудника завода Юрия Мрачковского: уже в 10-11 лет он работал бракировщиком корпусов подводных лодок.
Мальчишка после каждого авианалета или обстрела обходил суда, стоявшие у южной стенки заводского пирса, и помечал краской, что подлежит восстановлению, а что нет.
Между тем, в цехах не было ни света, ни тепла.
«На кораблях запускали паровые машины, пар подавали в цеха. Электричество вырабатывали дизель-генераторы, - поясняет научный сотрудник. – Завод не остановился, работал 24 часа, смена 12 часов. Рабочие же страдали от дистрофии».
В то же время здесь трудился уроженец Кронштадта Евгений Васильев, 1910 года рождения. Он поступил на завод в 16 лет, работал токарем по дереву в мастерских по постройке стальных катеров.
![Евгений Васильев.](https://static1-repo.aif.ru/1/3d/1766534/c/6462aeedfdf51d05be05e9133311c15a.jpg)
Его внучка, инженер по подготовке производства Морзавода Татьяна Рыжкова показывает выцветшие фотоснимки, документы: вот наградные на медали «За Оборону Ленинграда», «За доблестный труд во время войны 1941-45гг». С карточек на нас смотрит худощавый паренек в лихо сдвинутой на ухо фуражке.
«К сожалению, дедушка умер еще в 1970-х, но его скупые воспоминания о войне живы в семье до сих пор, - делится Татьяна. – Тогда царили холод и голод. Приходилось есть даже столярный клей. Они работали днем и ночью, он мог не выходить месяцами с завода, выполняя заказы для фронта».
![Татьяна на проходной Морзавода. В руках наградные деда - героя.](https://static1-repo.aif.ru/1/90/1766535/c/7fe7a0de96ab4f7bc2483f4272b24f6f.jpg)
Помнит блокаду и мама Татьяны, Марина Рыжкова. Тогда она была еще ребенком.
«Мама с содроганием вспоминает то время. Вой серены. Холод. Бомбежки. По тревоге бежишь в бомбоубежище. Летят самолеты, так низко, что видно глаза пилота, - пересказывает Татьяна. – Родителей эвакуировали по Дороге жизни в апреле 1942, буквально последним рейсом».
Под мирным небом
Фактически всю войну Морзавод оставался базовым судоремонтным предприятием для кораблей Балтики. В мае 1944 года за успешное выполнение боевых заданий коллектив завода был награжден орденом Ленина.
Сегодня АО «Кронштадтский морской завод» — крупнейшее судоремонтное предприятие Северо-Запада. Численность сотрудников — более 800 человек.
Предприятие выполняет комплексный ремонт кораблей и судов всех типов, а также ремонт дизельных и газотурбинных двигателей. Ремонтируется более 120 кораблей за год. Основные заказчики — Балтийский и Северный флот, ЛенВМБ, ФГУП «Росморпорт», ПАО «Газпром», судостроительные и судоремонтные заводы России.
В конце 2019 года завод стал первым участником национального проекта «Производительность труда» при адресной поддержке Регионального центра компетенций в сфере производительности труда (РЦК) и за полгода увеличил производительность более, чем на 10%.
![Ремонт газотурбинных двигателей.](https://static1-repo.aif.ru/1/00/1766536/c/af04c8c22617a08c794dff45a803f40b.jpg)
Начать решено было с газотурбинного производства. Нужно было сделать ремонт более быстрым, чтобы нарастить его объемы.
«Первое, что мы сделали – собрали кросс-функциональную команду. В нее вошли работники завода из разных отделов. Хотелось, чтобы все начали смотреть на производственный процесс одинаково, ведь специалисты из разных сфер деятельности все видят по-разному», - рассказывает руководитель проектов регионального центра компетенций Санкт-Петербурга Наталья Левкина.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/4c/1766539/c/3c9b79c0bbb6f9d94db0bcf82b5651b0.jpg)
Оказалось, что проблем немало. Например, пришедшие на завод турбины разбирались все подряд, а потом начинались вопросы по запчастям. Имела место потеря времени на рабочем месте. Встречался и брак, что вело к затратам времени на его возврат и переделку.
Путь из цеха в цех превышал 20 км. За счет оптимизации перемещений внутри цеха его удалось сократить почти в два раза — до 13,8 км.
«Мы визуализировали проблемы, показали предприятию, как их можно быстро решать. Теперь турбины разбирают и чинят по одной за раз. Весь процесс визуализирован и прозрачен. Начали внедрять систему 5С – «порядок на рабочем месте». В результате за 30 секунд можно найти необходимый инструмент, - делится решением специалист.
Благодаря работе экспертов Регионального центра компетенций сократилось и время основного производственного процесса — ремонта газоперекачивающего агрегата с 273 до 207 дней.
Проект реализуется пока в одном цехе. Однако обученная специалистами рабочая группа внедряет систему по всему заводу.
Взгляд в будущее
Генеральный директор Кронштадтского морского завода Анатолий Белоев с уверенностью смотрит в будущее, ведь в этом году заводу предстоит отремонтировать 160 судов Балтийского и Северного флотов. Это при том, что Северный флот стал клиентом завода всего год назад.
Сегодня на заводе работают четыре дока и шесть производственных цехов.
![Генеральный директор Кронштадтского морского завода Анатолий Белоев с уверенностью смотрит в будущее.](https://static1-repo.aif.ru/1/f3/1766542/c/715547e04a5f4a4b4422bdfb048321a8.jpg)
Тем временем проект «Производительность труда» обеспечивает ощутимый прирост эффективности по отремонтированным газотурбинным агрегатам.
«В 2020 году отремонтировано 19 газотурбинных двигателей, в этом планируется 24, без увеличения численности работников, - рассказывает Анатолий Владимирович. – При нынешнем обороте в 2,5 миллиарда рублей завод планирует выйти на 4 миллиарда к 2024-25 году».
Конечно, генеральный директор учитывает и возраст завода – его мощности нуждаются в обновлении, потребуется и техническое перевооружение, ремонт доков. Именно поэтому за последнее время завод вложил 1,5 миллиарда рублей собственных средств в ремонт, восстановление и модернизацию.
Между тем, не обходится без амбициозных проектов: завод давно мечтает увеличить док Велищинского до 400 метров длинны и 70 метров ширины, накрыть его эллингом. Рядом планируется разместить металлообрабатывающее производство – это позволило бы строить в доке крупнотоннажные суда.
«Также есть идея накрыть эллингом сразу два дока – док Памяти трех эсминцев и Митрофанова. Это сократит сроки ремонта любых кораблей, ведь плохая погода значительно увеличивает сроки», - пояснил специалист.
По мнению Анатолия Владимировича, реализовать эти идеи можно в ближайшие 10-15 лет, бюджет может составить 50 миллиардов рублей.