Примерное время чтения: 6 минут
3825

Какие аэродромы защищали блокадный Ленинград?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Аргументы и факты - Петербург 27/11/2019 Сюжет Ленинград - город живых
Каждого приземления грузового самолёта и взрослые, и малышня ждали с нетерпением. Это означало, что жизнь продолжается - с воздуха в город на Неве снова поступила столь необходимая помощь. КАдр из фильма «Ленинград в борьбе», 1942 г.
Каждого приземления грузового самолёта и взрослые, и малышня ждали с нетерпением. Это означало, что жизнь продолжается - с воздуха в город на Неве снова поступила столь необходимая помощь. КАдр из фильма «Ленинград в борьбе», 1942 г. Скриншот

После того как военные аэродромы, на которых до войны базировались самолеты советских ВВС, были захвачены немцами, в осажденном городе остро встала проблема нехватки площадок для приземления и обслуживания военной авиации.

Бытовала идея даже снести Александровскую колонну и устроить военный аэродром рядом с Зимним дворцом, сделав просеку в Александровском саду. Но позже все-таки от нее отказались, и было решено создать несколько временных аэродромов на окраинах.

Зачем нужна Ложная площадка?

С осени 1941 года военный аэродром начал функционировать на Гражданке. Площадку подготовили на месте опытного поля совхоза «Ручьи». Во время блокады она стала главной авиабазой Балтийской ударной авиации. Отсюда взлетали самолеты, которые защищали небо над Дорогой жизни.

Первым в конце октября 1941 года здесь «работал» 57-й штурмовой полк, ставший затем 7-м гвардейским. Также в разное время на Гражданке базировались и отправлялись отсюда на боевые задания разведчики 26-й отдельной авиаэскадрильи и 15-го авиаполка, летчики 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного и 21-го Краснознаменного истребительного авиаполков, 2-й эскадрильи 1-го гвардейского минно-торпедного полка и других частей ВВС Балтийского флота. 

Торпедоносцы пролетали над жилыми домами, неся смертельно опасный груз прямо под брюхом. Взлетно-посадочная полоса стартовала там, где в наши дни начинается Гражданский проспект, - в направлении железнодорожной станции «Ручьи», и пролегала по современному проспекту Науки. Бомбосклад аэродрома разместили в лесу между нынешними улицами Верности и Пискаревским мемориалом. Стратегический бензосклад - между проспектом Непокоренных и улицей Бутлерова. Часть посадочной полосы - площадку в месте приземления самолетов - вымостили гранитными надгробиями с немецкого кладбища.

Жители этого района хорошо знают пруд, который и поныне есть на улице Бутлерова. Но не все в курсе, что образовался он в результате вражеских авиаударов по этому месту - чтобы отвлечь внимание противника от аэродрома «Гражданка», наши военные придумали хитрый ход. В полях между Мурино и Буграми построили ложный аэродром и установили фанерные макеты, изображавшие самолеты. Противник «поверил» и усиленно сбрасывал свои бомбы туда.

В конце 1941 года 159-й истребительный полк разместили в Сосновке.

Место это, в XIX веке популярное у дуэлянтов, известно схваткой Михаила Лермонтова и сына французского посла Эрнеста де Баранта, итогом которой стала ссылка великого русского поэта и писателя на Кавказ. В годы войны здесь уже шли дуэли совершенно иного рода. 

До Первой мировой Сосновка была уютным дачным поселком. В тяжелые 1919-1920-е многие дома пускали на дрова, из-за чего поселок практически исчез. Но основанный здесь в это же время Политехнический институт позволил бывшему пригороду остаться на картах. Некоторое время в Сосновке находились исследовательская и учебная база Лесного института.

Также до войны здесь располагался общегородской лагерь Осоавиахима. Тут часто проходили соревнования по стрельбе и другим видам спорта. Однако с началом войны Сосновка превратилась в изрытый окопами и траншеями котлован. Их до сих пор можно найти во время прогулок по парку. Нередко обнаруживаются и опасные находки - неразорвавшиеся снаряды.

После того как Ленинград потерял все крупные аэродромы, базу для авиации организовали в Выборгском районе. Строили фронтовой стратегический объект в парке - инженерно-строительный батальон и отряд «стройармейцев», состоявший из мобилизованных девушек. Хрупкие женщины вырубали деревья, очищая площадку от вековых сосен, ровняли и утрамбовывали землю в том месте, где потом в направлении Суздальских озер появилась взлетно-посадочная полоса. По ее краям для самолетов организовали укрытие, для летчиков - землянки. Там же разместили склады горючего и боеприпасов.

Строился аэродром в максимально сжатые сроки - с сентября по декабрь 1941 года.

В первых числах января 1942-го туда начинают приземляться большие грузовые самолеты, доставляя продовольствие для населения блокадного города и фронта. На аэродроме базировались 44-й бомбардировочный авиаполк (с 22.11.1942 - 34-й гвардейский), 159-й истребительный, 44-й истребительный (с 7.03.1942 - 11-й гвардейский), 26-й истребительный и 13-й отдельный разведывательный авиаполк, 22-й отдельный авиаэскадрильи связи, 6-й транспортного авиаотряда, 38-й батальона аэродромного обслуживания (БАО). В их задачи входили сопровождение наших бомбардировщиков и штурмовиков, охрана ленинградского неба от налетов вражеской авиации и защита Дороги жизни. С этого аэродрома вылетали на Большую землю руководители обороны Ленинграда - Андрей Жданов и Алексей Кузнецов.

Комендантский аэродром. Немецкая аэрофотосъемка. 20 августа 1942 года.
Комендантский аэродром. Немецкая аэрофотосъемка. 20 августа 1942 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Где хоронили летчиков?

После войны многие жильцы соседних поселков с теплом вспоминали, как летчики находили приют в близлежащих домах. Видя измученных голодом и холодом людей, они старались хоть как-то облегчить их участь - подкармливали детей, рассказывали об успехах Советской армии.

Каждого приземления грузового самолета и взрослые, и малышня ждали с нетерпением. Это означало, что жизнь продолжается - с воздуха в город на Неве снова поступила столь необходимая помощь.

Полоса соснового леса была неплохой маскировкой и довольно хорошо прикрывала аэродром. Но в сухую погоду при взлете и посадке самолетов поднимались огромные тучи пыли и песка. Они-то и позволили вражеским разведчикам вычислить новый аэродром в Сосновке: за три года своей работы тот неоднократно подвергался вражеским налетам и артиллерийским обстрелам. Во время этих нападений погибло немало людей. 

Так, недалеко от взлетно-посадочной полосы аэродрома появилось военное кладбище, где хоронили погибших летчиков и зенитчиков из располагавшихся тут частей и соединений. Среди них - Герои Советского Союза Александр Петрович Савушкин и Петр Яковлевич Лихолетов. После войны кладбище стало мемориальным.

23 февраля 1978 года в середине взлетно-посадочной полосы открыли памятник «Защитникам ленинградского неба». На левом «крыле» памятника надпись: «На месте фронтового аэродрома Сосновка памятник этот в шестидесятый год Октября благодарным потомством поставлен». На правом «крыле» можно прочитать слова: «Защитникам ленинградского неба отсюда взлетавшим в дни и ночи блокады для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу».

Другие временные аэродромы блокадного города строились по тому же принципу, что и в Сосновке: быстро сделали ВПП, выкопали землянки - аэродром готов. После окончания войны некоторые ВПП распахали, из других сделали дороги, на месте третьих построили новые дома.

Кстати

Осенью 1941 года создали 4 временных аэродрома: в Сосновке, Касимове, Пискаревке и Каменке. Активно использовался и Комендантский, существовавший с начала XX века. Еще в довоенное время были построены аэродромы в Агалатове и Левашове.

В самом центре Сосновки находится мемориальное кладбище, на котором похоронены погибшие летчики и техперсонал (105 могил).

На проспекте Науки стоит памятник летчикам-героям. А от аэродрома в Каменке осталось лишь небольшое кладбище погибших авиаторов. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах