По мнению петербургского писателя и футуролога Андрея Столярова, вспышка коронавирусной инфекции, вызвавшая панику во всем мире, скоро пойдет на спад, однако расслабляться нельзя – природа обязательно и не один раз ударит по человеку. Тем более, что жить нам «посчастливилось» в эпоху глобального хаоса. В ближайшее время нас и вовсе могут ожидать очень серьезные потрясения.
Паника или угроза?
Егор Зубцов, SPB.AIF.RU: Андрей Михайлович, сегодня много говорится об опасности китайского коронавируса. Но, может быть, эта своеобразная встряска поможет обществу? Ведь практически каждый человек на планете должен понять, что он может умереть за две недели от «обычной» простуды. А значит, чтобы этого не произошло нужно принципиально изменить свое отношение к жизни.
Андрей Столяров: Здесь есть два момента. Во-первых, паника вокруг коронавируса, несомненно, подогревается. Она выгодна гигантским фармацевтическим корпорациям, доходы которых при каждой такой эпидемической вспышке существенно возрастают. И она выгодна департаментам здравоохранения многих стран, которые получают дополнительное финансирование. Давайте сравним. Сейчас, во всем мире коронавирусом заражено около 80 тысяч человек, умерло около 2,5 тысяч. При этом, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно обычным гриппом заболевают 3 – 5 миллионов человек, а умирают от него от 300 до 650 тысяч людей. Цифры во много раз больше. И что-то особой паники вокруг обычного гриппа не наблюдается.
- А второй момент?
- А вот второй момент, на мой взгляд, значительно серьезней. Обратите внимание: в последнее время в мире то и дело возникают вспышки локальных заболеваний, грозящие перерасти в широкомасштабные эпидемии: атипичная пневмония, птичий грипп, свиной грипп, коровье бешенство, СПИД, лихорадка Эбола, коронавирус. Это очень тревожный признак. Дело в том, что у природы существует древний механизм регуляции численности вида. Если какая-либо популяция животных чрезмерно разрастается, то в ней возникают болезни, иногда настоящие эпидемии (эпизоотии - прим.ред), возвращающие вид в границы экологической нормы. А ведь человек, хомо сапиенс, один из самых многочисленных видов, живущих сейчас на Земле. Нас уже около 8 миллиардов. Человек заполнил собой все: всю сушу, все моря, все экологические ниши. Давление человека на природу огромно, и, естественно, что природа пытается вернуть этот вид в рамки нормальной численности, используя такой механизм, как эпидемии. Мы, конечно, уже выстроили для защиты от них мощный медицинский барьер, санитарно-гигиенический и фармацевтический, но природа постоянно испытывает его на прочность: один раз, другой, третий, четвертый… Пока барьер держится, но он может быть пробит в любой момент. Так что коронавирус – это серьезный сигнал тревоги, особенно в наши дни, когда мир постепенно, но необратимо погружается в хаос.
Хаос для человечества?
- Каков источник этого хаоса и как хаос, о котором вы говорите, связан с эпидемией коронавируса?
- Уже стало банальностью утверждение, что наш мир находится в состоянии глобального исторического транзита: старая реальность распадается, сквозь обломки ее проступает новый цивилизационный пейзаж. Или более простыми словами: настоящее превращается в прошлое, вместо него утверждается будущее.
Такие большие транзиты (смена социальных формаций - прим.ред) уже известны истории. Например, при переходе от Античности к Средневековью: глобальный хаос, распад Великой Римской империи, вторжение варваров, война всех против всех, и тут же – «Юстинианова чума», от которой погибло около 100 миллионов человек. При том, что население Земли тогда было значительно меньше. Или при переходе от Средневековья к Новому времени: распад громадного Католического мира, религиозные войны, охватившие всю Европу, миграции войск и беженцев, и тут же – колоссальная эпидемия сифилиса, который стал основной причиной смерти в эпоху Возрождения. Или переход от Нового времени к современности: Первая мировая война, распад классического капитализма, гигантский хаос и – сразу же эпидемия «испанки», унесшая, по разным подсчетам, от 50 до 100 миллионов жизней. Больше, чем погибло на фронтах мировой войны. Аналогичная ситуация складывается и в наше время.
- В чем вы видите современный «глобальный хаос»?
- Присмотритесь: типология современности – та же самая. Распад великой державы, СССР, кровавые Балканские войны, хаос, охвативший весь Большой Ближний Восток, то есть и собственно Ближний Восток, и Северную Африку, и значительную часть Средней Азии. Те же гигантские антропотоки, «людские течения» в виде мигрантов и беженцев… И одна за другой – внезапные эпидемические вспышки. Причем мир стал сейчас более плотным, динамичным и проницаемым – искры болезней разносятся быстро и на громадные расстояния.
- То есть, к коронавирусу все же следует относиться серьезно? Скажите, а могут ли подобные заболевания скорректировать поведение человечества в лучшую сторону?
- Есть такая пословица: пока гром не грянет - мужик не перекрестится. Пословица эта русская, но сегодня она относится ко всему миру. Меры, которые необходимо принять, к сожалению, потребуют колоссальных средств и непопулярных реформ. Речь ведь идет фактически о преобразовании мира, о переходе от настоящего к будущему. Ни один современный политик не рискнет их осуществлять, поскольку он сразу же потеряет голоса избирателей. Так что пока не разразится настоящая эпидемия, никто ничего делать не будет.
- А если все-таки по-настоящему полыхнет?
- А если по-настоящему полыхнет, если эпидемия перейдет в пандемию, то есть приобретет глобальный характер, то и меры потребуются очень жесткие. Мгновенно будут отброшены все представления о свободе и демократии, о гражданских правах, толерантности и т.д. Произойдет социальный откат. Мир провалится в прошлое, в «эпоху фюреров», в эпоху репрессивных национальных режимов, характерных для периода между двумя мировыми войнами.
Проблема будущего
- Ранее футурологи как-то прогнозировали развитие подобных критических сценариев с развитием эпидемий?
- Беда современной футурологии заключается в том, что она работает не столько с будущим, сколько с «продолженным настоящим». Предполагается, что будущее – это то же самое, что сейчас, но с приложением некоторых технологических инноваций. То же самое плюс роботизация, то же самое плюс нанотехнологии, то же самое плюс биотех (генная инженерия - прим.ред). При этом из виду упускается главное. Конечно и роботизация, и нанотехнологии, и биотех у нас будут, но не будет базиса, на котором такие прогнозы основываются, – не будет того же самого, будет нечто совершенно иное.
- И что именно у нас будет? Чего нам следует ожидать?
- Тут надо учитывать фундаментальную характеристику будущего. Будущее – это не слегка улучшенное настоящее, будущее – это принципиальная новизна. Оно перпендикулярно настоящему, и потому не продолжает, а разрушает его, погружая мир в хаос. Мы пока не умеем управлять наступлением будущего, и каждая такая глобальная трансформация превращается для нас в катастрофу.
- Закономерный вопрос: что же делать? Как нам избежать глобальной катастрофы, которая, как вы полагаете, надвигается на человечество?
- Ответ, на мой взгляд, очевиден. Нам требуется модернизация сознания, когнитивная революция, которая преобразует наше отношение к миру. Прежде всего – аксиологическая революция, то есть изменение той шкалы ценностей, которыми мы руководствуемся. Современный мир называют «Pax Economicana»: в нем доминируют эффективность и конкретная прибыль. Так вот, мне кажется, пора осознать, что важна не эффективность сама по себе, а ответственность за последствия наших действий. Причем это не схоластические рассуждения. Вспомните, например, сообщения прессы, как люди, возможно зараженные коронавирусом, сбегают из больниц, где им готовы оказать медицинскую помощь. Кстати, число умерших от этой эпидемии – 2,5 тысячи человек, а число выздоровевших – 23 тысячи. В десять раз больше. Нет, все равно сбегают, подвергая риску не только себя, но и множество окружающих. Вот это и есть социальная безответственность.
- То есть, нас спасет революция?
- Но не революция на площадях, которая породит лишь еще больший хаос, а революция сознания, выдвигающая на первый план вопрос об ответственности перед настоящим, но главное –перед будущим.