С началом спецоперации в Украине против России одну за другой вводят различные санкции. Какие-то из них наши граждане уже ощутили на себе, какие-то могут сказаться спустя время.
«АиФ» разбирался, как антироссийские меры повлияют на Северную столицу.
Испуг на рынке
Санкции Евросоюза уже затронули банковский сектор, авиасообщение, сферу культуры и спорта. По всей России, в том числе в Петербурге, отменяются авиарейсы, банки приостанавливают выдачу кредитов и ипотеки, не всегда удается оплатить с помощью Google Pay, граждане отмечают взлет цен на бытовую технику и электронику. Сообщается об отмене поставок в Россию автомобилей: пока это коснулось марок Audi, Chevrolet, Volkswagen, Skoda, Land Rover и Porsche. Дилеры Петербурга эту ситуацию пока не комментируют, поскольку непонятно – это отказ от ведения бизнеса в России в принципе, или приостановка в связи с кризисом. Вообще же эксперты предрекают серьезный дефицит, и даже уход с рынка многих товаров, ввозимых из-за границы.
В случае с Петербургом, как успокаивают в Смольном, особых последствий пока нет и не предвидится. По словам «экономического» вице-губернатора Алексея Корабельникова, магазины города по-прежнему принимают оплату, банкоматы по-прежнему выдают деньги. «Никаких обстоятельств, которые могут повлиять на нашу размеренную жизнь, не произошло. И бояться этого не нужно», — сказал чиновник. И хотя горожане все-таки жалуются на очереди у банкоматов и на отсутствие в некоторых из них наличности и иностранной валюты, власти это объясняют ажиотажем, вызванным чрезмерным беспокойством самих петербуржцев.
Планы сохраняются
Также, как отмечают в Смольном, санкции не должны повлиять на проекты в сфере развития транспорта и городской инфраструктуры, которые реализуются в Северной столице совместно с банками. Большая часть этой работы в городе проводится совместно с ВТБ-банком, в отношении которого на днях были введены самые жесткие санкции. Именно ВТБ принадлежала большая часть акций нового предприятия по строительству метро, «Метрострой Северной столицы» (позже этот пакет был передан Смольному), этот же банк является соучредителем компании-регоператора по обращению с отходами в Петербурге. Совместно с ВТБ город реализует проекты по строительству Витебской развязки ЗСД, второй очереди аэропорта Пулково и новой инфекционной больницы. Всего же в минувшем году с ВТБ было подписано соглашений по инфраструктурным проектам Петербурга на сумму порядка 130 млрд рублей. Все эти планы, как заявляется, будут реализованы.
- Мы рассчитываем, что наш стратегический инвестор, банк ВТБ, успешно продолжит эксплуатацию действующих проектов: развитие Западного скоростного диаметра, аэропорта Пулково и продолжит в рамках заключенных соглашений реализацию других масштабных проектов, в том числе Широтной магистрали скоростного движения. Также город продолжает партнерство со Сбербанком, акционерным банком «Россия» и Газпромбанком, которые являются партнерами в крупных городских проектах. Газпромбанк - это трамвайная линия Купчино - Шушары - Славянка. В отношениях со Сбербанком мы рассчитываем на их участие в наших инвестиционных и транспортных проектах. АБ «Россия» - один из наших базовых банков, обслуживающий счета наших транспортных компаний. Мы продолжим взаимодействие. У нас нет ни одного проекта, который бы предполагал валютные риски города и его обязательства в иностранной валюте по отношению к партнерам и концессионерам, - рассказал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Риски для бизнеса
Однако город уже начал терять крупные международные мероприятия, что чревато также потерями для гостиничного и ресторанного бизнеса. Так, Финал Лиги чемпионов УЕФА, который должен был пройти 28 мая этого года на «Газпром Арене», был перенесён из Петербурга в Париж на стадион «Стад де Франс». Следом город на Неве, передислоцировавшись в Нур-Султан, покинул чемпионат Европы по пулевой и стендовой стрельбе, который проводился здесь с 1995 года.
Под вопросом и проведение в Ленобласти на трассе «Игора Драйв» Гран-при России Формулы-1 в 2023 году, который бы дал стимул развитию расположенных рядом населенных пунктов. Во всяком случае гоночный чемпионат этого года, который должен был пройти в Сочи с 23 по 25 сентября, уже отменили.
- Вводимые санкции прежде всего бьют по нашим торговым отношениям с другими странами. Издержки любой деятельности возрастают в разы, это должно будет вызвать новый виток инфляции. И сильнее всего пострадают те регионы, которые больше зависят от экспорта и любых связей с заграницей. Это напрямую касается Петербурга, традиционно считающимся окном в Европу. Санкции могут затронуть местный транспортный сектор, международные перевозки, портовые связи, туризм, очень многие сферы. Однако начатые инфраструктурные городские проекты, скорее всего, не пострадают.
Рынок местной недвижимости пока спрогнозировать сложно. С одной стороны, ипотека становится очень дорогой, а именно она раньше стимулировала спрос. Однако часть денег, которые раньше инвестировались в ценные бумаги, теперь может перераспределяться людьми во вложения в недвижимость, потому что финансовый рынок стал очень токсичным. Квартиры в таком знаковом городе, как Санкт-Петербург, становятся хорошей альтернативой для сохранения сбережений. Что касается ПМЭФ, судя по тому, как развиваются события и в России отменяются международные мероприятия по разным направлениям, думаю, многие страны откажутся от участия в этой форуме. С другой стороны, ПМЭФ проводим мы, и никто не может заставит нас его отменить, - рассуждает профессор НИУ ВШЭ Александр Скоробогатов.