Примерное время чтения: 8 минут
1377

Оппозиция против школьной кухни. Организаторы протестов бьются за питание

В передел петербургского рынка школьного питания включились несистемные политические силы. Активисты группы «Молодой Петербург» устроили костюмированную акцию с нападками на частные комбинаты, которые кормят детсады и школы. Журналист присмотрелся, кто кошмарит поваров уличными протестами. В закулисье этого театрализованного действа усматривается выгода одного государственного комбината соцпитания. За комбинатом может стоять высокопоставленный чиновник, выходец из столичного пищевого бизнеса.

Ролевая игра «Супер-Мама»

«Молодой Петербург» вывесил в своем паблике фоторепортаж с акции. «Сейчас с едой в образовательных учреждениях складывается тревожная ситуация. Дети постоянно жалуются на невкусные блюда, а то и того хуже – в школах случаются массовые отравления», – объясняют авторы этой затеи. Артистка «Супер-Мама» в полумаске, игриво наряженная в мини-юбку и ботфорты, позировала у дверей детских учреждений с плакатами, бичующими предприятия социального питания. Досталось компаниям «Артис – Детское питание», ТЗБ Петроградская», «Флоридан» и «Альфа-провиант». Активисты обвиняют их в непрозрачности рынка, якобы плохой кухне и даже отравлении детей: «Между собой за контракты соревнуются несколько титанов, подыгрывая друг другу. После получения крупного заказа поставщик начинает экономить на всём... А рычагов влияния на выбор или смену поставщика питания у родителей практически нет».

Рычагом для смены подрядчиков в петербургской системе школьного питания стали деньги, фейки и административный ресурс. Со второй половины 2020 года была развернута информационная война одновременно с реформой госзаказа. Приемы внушения на акции «Супер-Мама» 15 мая повторяют уже применявшиеся в соцсетях штампы пропаганды против частных организаторов питания.

На фоне громких обличительных заявлений нетрудно заметить, кого борцы с отравлениями тактично обошли вниманием. Говоря о вреде «титанов рынка», устроители акции «Супер-Мама», кажется, предпочли не выпячивать выросшего гиганта продовольственной отрасли. Это государственный комбинат, замешанный в ряде неприятных историй с массовым получением подрядов, грубыми антисанитарными нарушениями, жалобами родителей и вспышками кишечной инфекции в школах исторического центра Петербурга. Читатели не преминули задаться вопросом: почему же в этой акции позора не на первом месте «КСП Красносельского района», забравший на обслуживание школы трех районов и едва не закрытый Роспотребнадзором за неприемлемые методы работы?

Напомним, стремительный рост заказов этого нашумевшего комбината произошел с назначением чиновника Алексея Барабанщикова главой Управления социального питания СПб. Господин Барабанщиков проводит реформу петербургской системы закупок, которая больше похожа на монополизацию школьных столовых под контролем госпредприятия. Именно с покровительством Барабанщикова специалисты отрасли связывают взрывной рост «КСП Красносельского района».

По данным газеты «Коммерсант», чиновник входит в совет директоров данного комбината. Это создает явный конфликт интересов и может влиять на решения власти.

Во второй половине 2020 года региональное управление ФАС раскритиковало новую петербургскую политику госзаказа, когда городская администрация стала искусственно укрупнять лоты, объединять в них множество школ одного района. Этот прием позволяет отдельно взятому предприятию становиться подрядчиком без конкуренции. Новые условия конкурсов точно подходили к АО «КСП Красносельского района». После прихода Барабанщикова в Петербург этот комбинат провел необычную схему на поставки продовольствия в Подмосковье на 100 млн рублей, благодаря чему уложился в новые процедурные требования к опыту и капиталу компании. «Укрупнение лота влечет ограничение конкуренции, – отреагировало Санкт-Петербургское УФАС в письме Смольному от 9 сентября 2020 года. – [Оно] должно быть экономически и технологически обоснованным». В декабре антимонопольщики аннулировали результаты некоторых торгов, и КСП Красносельского района не получил новые контракты. Но это не остановило интересантов передела рынка социального питания. Продолжается борьба за господряды, а вместе с ней кампания черного пиара против частных комбинатов.

Не укрылось от глаз, что «Молодой Петербург» тоже благоволит к знаменитому госкомбинату, рвущемуся в монополисты. Приводим недоумевающие комментарии читателей, с подозрением оценивших избирательную критику от «Супер-Мамы».

«Что ж эта супермать ничего не скажет про красносельский школьный понос, на Васильевском [острове] и в Адмиралтейском [районе]? – написал один из петербуржцев. – Или это чья надо супер-мать? На кого она работает?».

Группа «Молодой Петербург» оправдывается, что в протестной акции они не обошли этот оскандалившийся КСП. «Мы затрагивали все случаи, которые предавались огласке», – ответила администрация внимательному читателю. – Про КСП там тоже есть, присмотритесь».

Внимательное изучение снимков показало, что приближенный к Барабанщикову комбинат помянули формально и хитроумно, не указывая его сколь-нибудь узнаваемым образом. Костюмированная активистка у крыльца одной из школ держит плакат «Когда совесть проснется». Нужна недюжинная догадливость, чтобы связать начальные буквы слов «К.С.П.» с печально прославленным в марте и апреле 2021 года комбинатом КСП Красносельского района. К тому же «Супер-Мама» снялась таким образом, что загораживает головой номерную табличку. Постановка выполнена очень искусно: нельзя понять, о какой школе и о каком из государственных КСП (а их в городе несколько) может идти речь.

Аналогичные приемы уже более 8 месяцев применяют другие информационные ресурсы, требующие смены поставщиков.

«Получается пост, который основан на непроверенных комментариях и заказных статьях, – осудила участников акции «Супер-Мама» еще одна читательница. – И миссия у вас не очень правильная».

Что характерно, к вечеру 15 мая «Молодой Петербург» удалил утренний пост вместе с хвостом неудобных комментариев. И вывесил его снова в 19:31 того же дня, но уже без читательской критики.

Движение и паблик «Молодой Петербург» основаны политиком-«яблочником» Максимом Леоновым. Политик имеет опыт пропагандистских костюмированных постановок. Он известен оппозиционной деятельностью, платил штраф за несанкционированную уличную акцию 15 марта 2020 года и был задержан на митинге 23 января 2021 г. в поддержку Алексея Навального.

Это не первый случай, когда оппозиция пробует на зуб школьную кухню. Напомним, в московском скандале двухлетней давности бунтари решили изобличить конкретные случаи недоброкачественной еды и отравлений, перешли дорогу «придворным» предпринимателям и поплатились за это. В 2019 году политик Алексей Навальный, его соратница Любовь Соболь и их организация ФБК (признана экстремистской и запрещена на территории РФ) при поддержке ряда либеральных изданий выступили с нападками на комбинат «Московский школьник», рассказали о методах работы гиганта-подрядчика и попытках скрыть вспышки кишечной инфекции в детских учреждениях. Это обошлось им недешево. Опороченное предприятие засудило обидчиков, обязало дать опровержение и взыскало с них 88 миллионов рублей.

Алексей Барабанщиков, судя по карьерному прошлому, знает изнутри систему социального питания в столице. Он несколькими годами ранее работал в этой отрасли, возглавлял московский ГУП питания «Школьник».

Разоблачительные методы «навальнистов», требовавших нормально кормить юных москвичей – обернулись против качества. Перефразируя классику, «бунтовщик и серый кардинал – это сила». А проигрывают в этой войне детсадовцы и школьники, поскольку грязные методы борьбы за столовые уже отразились и на вкусе, и на стоимости, и на безопасности нового рациона.

Дмитрий Поварёшкин

P.S.

Максим Леонов не ответил на направленные ему вопросы, от кого исходил заказ на костюмированное представление «Супер-Мама», кто финансировал эту работу, и была ли дана установка порочить именно конкурентов госкомбината. Также он проигнорировал вопрос, почему удалил изначальную публикацию от 15 мая 2021 в 11:47 и заменил постом от 15 мая 19:24.

Примечательно, что в СМИ волна антирекламных публикаций против поставщиков, основанная на сообщении «Молодого Петербурга», начинается в тот же день с 17 часов, а сам пост датирован половиной восьмого, то есть на два с половиной часа позже. Журналисты ссылаются на информацию из соцсети, опубликованную уже после выхода их заметок. Организаторы, видимо, скоординировали атаку на рынок школьного питания через соцсеть и прессу, однако при подчистке комментариев напутали со временем публикации.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах