Примерное время чтения: 5 минут
979

Отец тяжелой авиации. Как русский инженер создал первый в мире биплан

Иван Сикорский в 1913 году.
Иван Сикорский в 1913 году. Википедия

Создание биплана «Гранд» (он же «Русский Витязь») - грандиозное событие в истории воздушного флота, давшее мощный толчок развитию военной и гражданской авиации. Ровно 110 лет назад, 27 марта 1913 года в Российской империи начались испытания четырехмоторного самолета С-21. Испытания успешные — уже в апреле техника поднялась в воздух, в мае сделала круг над Санкт-Петербургом, а в августе приняла первых пассажиров.

Прорыв в авиации

Создатель «Русского Витязя» - 24-летний инженер Игорь Сикорский. По индексу С-21 нетрудно догадаться, что «Гранд» стал 21 моделью авиаконструктора. Игорь Иванович до амбициозного проекта собирал мощные одномоторные самолёты, работавшие без сбоев, пытался создать вертолёт. За главный проект своей карьеры, полностью перевернувший мир авиации, он взялся в 1911 году, будучи главным конструктором в отделе Русско-Балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге. Сикорский приступил к конструированию самолета в то время, когда ни одна авиатехника не могла поднять груз больше 500 килограмм. Опытные инженеры предрекали амбициозному юноше провал.

Изначально «Гранд» должен был иметь два мотора с толкающими винтами, но чуть позже конструкцию изменили, увеличив число моторов до четырех двумя тандемами: один толкающий, второй - тянущий. Но в начале 1913 года Игорь Сикорский решил использовать лишь тянущие винты, сместив все двигатели на переднюю кромку нижнего крыла. Окончательная сборка «Русского Витязя» проводилась на Комендантском аэродроме.

Авиаторы Сикорский, Геннер и Каульбарс на борту самолета «Русский витязь», 1913 год.
Авиаторы Сикорский, Геннер и Каульбарс на борту самолета «Русский витязь», 1913 год. Фото: Public Domain

Полетать над городом и выпить кофе

Первым за штурвал «Гранда» сел сам конструктор, причем произошло это на следующий день после его 24-летия. Во время полета инженер понял — двум двигателям не хватает мощности, поэтому самолет отправили на доработку, добавив ему еще два винта в ряд на передней части крыльев.

«Русский Витязь» оказался первым во всем — это был первый самолёт с четырьмя моторами, первый самолёт с закрытой кабиной и пассажирским салоном, первый самолёт подобных размеров и веса (размах верхнего крыла составлял 27 метров, а взлётный вес 4,2 тонны). Кроме того, он стал первым самолетом, который с 8 пассажирами на борту совершил почти двухчасовой полет! Причем, в салоне самолета пассажиры сидели в уютных плетеных креслах, пили кофе и беседовали. При желании они могли пройти к умывальнику, а также отправить багаж в специальный шкаф. Обстановка почти как в современных авиалайнерах.

Весь авиационный мир был изумлён. Многие не могли поверить, что технически отсталая империя способна создать такое чудо. Знаменитым стал не только «Витязь», но и его молодой создатель.

Талант инженера

Игорь Сикорский родился в Киеве 25 мая 1889 года в семье известного психиатра Ивана Сикорского. Мальчик с детства мечтал воплотить идеи Леонардо Да Винчи, поэтому его родители не сомневались, что сын станет инженером. Таланта и способностей юноше было не занимать: уже в двенадцать лет он построил модель будущего вертолёта, который поднялся в воздух, а приводом стала обыкновенная резинка.

С 1903 по 1906 год Сикорский учился в Петербургском Морском училище, но страсть к самолетам у него не пропала, поэтому талантливый юноша принялся изучать инженерию. В 19 лет юный авиаконструктор создал первые простейшие модели своих вертолётов. Сикорский был настоящим гением, который превзошел достижения мирового самолётостроения. Только представьте: в 1903 году братья Райт на 12 секунд подняли в воздух свой первый самолёт. Через пять лет француз Делагранж совершил первый полёт на машине с пассажирами. А в 1909 году за 37 минут Блерио преодолел на самолёте Ла-Манш. Все эти этапы прошёл и сам Сикорский, но на это ему потребовалось всего полтора года.

К 1918 году Игорь Сикорский был одним из популярнейших людей Петрограда, многие его воспринимали, как героя. Но авиаконструктора предупредили — несмотря на достижения, «красный террор» вряд ли обойдет его стороной, учитывая не только знакомство Сикорского с царем, но и тот факт, что император не раз приезжал полюбоваться на полеты инженера. Сикорский через Архангельск уехал заграницу и обосновался в Нью-Йорке, создав собственную фирму. Умер конструктор в 1972 году в возрасте 83 лет.

ТОП фактов о С-21:

  • «Гранд» переименовали в «Русский Витязь» по политическим причинам — в стране началась кампания по отказу от иностранных названий и наблюдался рост патриотизма.
  • Император Николай II был впечатлён проектом инженера Сикорского и подарил ему золотые часы.
  • Родоначальник всей тяжелой авиации мира прожил недолго. В сентябре 1913 года его раздавил двигатель с пролетавшего самолета «Меллер II».
  • «Русский Витязь» был деревянным.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах