Геннадий Шатов из кругосветного вояжа привез уверенность в безграничных возможностях человека, сотни историй, новые знакомства, гигабайты фотографий и мачете из Зимбабве, которым его пытались убить. Корреспонденту SPB.AIF.RU мотопутешественник, приехавший в Петербург на мотосалон IMIS, рассказал, что человеку может дать дальняя дорога, а также какие «подарки» и опасности она хранит.
Геннадий Шатов: - Более 20 лет я занимаюсь практической психологией. Кругосветное путешествие стало своеобразным экспериментом, который позволил доказать, что обычный человек может решать необычные задачи. На своем примере я хотел продемонстрировать, что нет ничего невозможного.
На подготовку к поездке у меня ушло 10 месяцев – немного, если учесть, что это кругосветка. Но именно вопрос времени часто является для многих препоной. Мы все ждем, что когда-нибудь будем готовы для серьезных шагов. Так ждать можно всю жизнь. Смысл практической психологии как раз состоит в том, что мы всегда готовы к тем задачам, которые стоят перед нами. Не надо откладывать в долгий ящик большое путешествие, воплощение мечты – все это мы можем начать реализовывать прямо сейчас.
Мария Соколова: - Как началась ваша дружба с мототехникой?
- Многие первый раз садятся за руль мотоцикла из любопытства. Одним этот опыт нравится, другим - нет. Как правило, если понравилось, то это уже любовь на всю жизнь.
В свое время, как многие, я занимался бизнесом. Потом интересы стали меняться, я увлекся психологией и мотоциклами, дорогами и странствиями, морями и ветрами. Как мне кажется, я нашел компромиссную форму совмещения своих увлечений. У меня есть возможность путешествовать и доносить до людей методику раскрытия своих возможностей.
Последние 15 лет я езжу довольно много – по 30-40 тысяч км в год.
- Какие, на ваш взгляд, страны наиболее интересны для мотопутешествий?
- Самая любимая страна – это Россия. До сих пор она имеет в глаза иностранцев образ очень загадочный, непознанный и даже пугающий. Одним из моих главных побудительных моментов было рассказать о России. Мои мотивы укладывались в идеологию Русского Географического общества, членом которого я являюсь. Я очень доволен тем, что имею возможность рассказать где-то далеко об этой стране и позвать в нее людей, пояснив, что России не страшная, а незабываемая и чарующая.
- Как справлялись с языковым барьером во время поездки?
- Русским я владею в совершенстве, но, к сожалению, жители не всех стран достигли в этом такого же уровня. Английский помогал мне решать какие-то задачи, но далеко не все в мире говорят и на этом языке. Зачастую приходилось объясняться взглядом, жестом, сердцем. Но все возможно. В пути я познакомился с совершенно уникальным человеком. Владимир Ярец с детства глух и нем. Сейчас ему 73 года и он уже проехал больше ста стран. Он путешествует уже 12 лет. С ним я познакомился в Кейптауне. На тот момент ему было 69 лет. Его история – иллюстрация того, что нет предела нашим возможностям, главное – сделать первый шаг.
Я говорю знакомым: «Ребята, у вас есть руки, ноги, голова, вы слышите и видите. У вас есть все, чтобы решить все свои задачи, объехать всю Россию или даже весь мир. Вы просто не знаете, на что вы способны». Перед нами не стоит задач, которых мы не могли бы решить.
- Помимо встреч с интересными людьми наверняка были и опасные случаи…
- Естественно, на пути встречаются люди, которые хотят тебя «примучить», ограбить, обмануть. Мне довелось побывать в нескольких таких ситуациях. Не скрою, я их искал, так как для меня было важно испытать свои способности в каких-то пограничных ситуациях.
Ведь можно проехать весь мир в абсолютной безопасности. Стоит лишь избегать государств, где идут воины, объезжать страны с высоким уровнем преступности. Все равно ты увидишь много интересного. Но в своем путешествии я не ставил задачу обезопасить себя. Могу вспомнить несколько драматических ситуаций.
Например, в Зимбабве на меня напали трое парней. У меня было три секунды, чтобы принять решение - или спасаться бегством или драться. Я выбрал второй вариант. Так получилось, что я оказался более подготовлен, чем они. И хотя меня ранили, но зато я получил трофей – мачете. Это один из самых ценных сувениров, которые я привез из кругосветного путешествия.
- Проявляли ли местные полицейские к вам повышенное внимание?
- Я проехал почти 70 стран и не в одной из них я не испытывал особого внимания к моей персоне. Полицейские делали свою работу. Проблем практически не было. Правда, меня трижды арестовывали, один раз я даже бежал из-под стражи.
В Зимбабве я фотографировал очень ценное кукурузное поле. Своими снимками я мог нанести непоправимый урон безопасности страны, поэтому я был арестован. На самом деле, если бы я не сбежал, меня ждали бы неприятные моменты, так как ребята были настроены очень серьезно. Когда я отдал им в руки удостоверение прессы, они подумали, что схватили бога за ногу, и даже разрешили мне перепарковать мотоцикл на другой стороне улицы. Но я сел за руль и уехал, оставив удостоверение им на память.
А в Панаме я был арестован за контрабанду Симбы, своего мотоцикла. Я не знал, что по прибытию в страну мне нужно было зарегистрировать его в таможенной службе и, уезжая, получить разрешение на вывоз его за пределы страны. Дело в том, что из Колумбии в Панаму я добирался на яхте. Я привязал мотоцикл к матче, а сам устроился на яхту матросом. Мне был интересен этот опыт. За пять дней пути мне даже заплатили зарплату - 200 долларов. Как-то я заметил, что капитан, обветренный как скалы португалец с Азорских островов, постоянной перевязывает Симбу к матче. Я его спросил, почему он так беспокоится. На это он ответил: «Если тебя смоет волной, то ничего страшного. Мне достанется твой мотоцикл. Но если смоет мотоцикл, то это будет очень плохо». Но все обошлось благополучно. Но, как оказалось, мотоцикл я ввез в страну нелегально. Когда я собрался покинуть Панаму, меня арестовали и даже судили. Все закончилось тем, что меня депортировали.
- Бывали в пути случаи, когда деньги заканчивались, и нужно было подработать, примерив на себя ту или иную профессию?
- В Австралии у меня закончились деньги, и я устроился на бои. Правда, не был оговорен один нюанс - что бои эти будут на ножах. В итоге мне пробили живот, и в гостинице пришлось самостоятельно себя зашивать.
А так любое путешествие - это повод найти приключение, найти возможность познать себя, понять, какие мы внутри. Пока мы не попадаем в экстремальные ситуации, мы сами не знаем, на что мы способны, чего мы стоим.
Меня спрашивают, почему я путешествую в одиночку. А только так можно узнать, на что ты способен. В любой команде ты показываешь себя, какой ты командный игрок, насколько ты способен жертвовать собой ради товарища. Это не имеет никакого отношения к оценке собственных возможностей. Я встречал людей, которые считали, что способны на подвиги, а на деле они вели себя иначе. И наоборот, есть ребята, ну тютя тютей, а в экстренной ситуации они мобилизуются и проявляют экстраординарные способности. Можно развивать свои достоинства, подтягивать недостатки, становится гармоничной личностью.
- Дорога меняет человека, из путешествия он возвращается другим. Какой из материков больше всего повлиял на ваше мировоззрение, внутреннее состояние?
- В Африке жизнь и смерть ходят близко. У людей там совсем другое отношение к смерти, как к частице жизни. В такой пограничной атмосфере легче познать свои способности.
США, Канада и Европа – три территории, которые, на мой взгляд, наименее всего способствуют раскрытию способностей. Там больше комфорта. Даже в той же Австралии, где много диких территорий, и то больше опасностей. Там за полдня без воды можно встретится со Всевышним. Но, если ты останавливаешься на дороге, то встречные машины тоже тормозят, водители спрашивают: « Все хорошо? У вас есть вода?»
А США и Канада, и Европа - комфортные и потому скучные страны. Южная Америка, Юго-Восточная Азия, Россия, Африка – это совсем другое. Много пустынных территорий, дикие звери… Эти страны оставляют неизгладимое впечатление и позволяют познать себя.