2703

Великий Карл. Как провинциал из Пруссии стал королем фоторепортажа в России

26 февраля 1853 года (по некоторым данным 1855 года) родился знаменитый фотограф Карл Булла, который запечатлел на камеру важные события, личности и достопримечательности начала XX века. SPB.AIF.RU вспоминает личность великого фотографа и раскрывает историю его успеха.

Эмиграция в Россию

Решение, перевернувшее всю его жизнь, Булла принял в возрасте 20 лет. Фото: Commons.wikimedia.org

Карл Освальд Булла, которого в России называли исключительно Карлом Карловичем, родился в прусской провинции Леобшютц. В возрасте 12 лет он неожиданно покинул родные пенаты и устремился в самое сердце Российской империи – Петербург. По прибытии он нанялся посыльным в фирму «Дюнант», промышлявшую продажей принадлежностей для фотодела, и здесь же по прошествии некоторого времени стал лаборантом. Этот момент в жизни Буллы можно назвать судьбоносным. Чувствуя, что дело у него спорится, он решается основать собственную фотолабораторию. Стоит подчеркнуть, что столь серьёзное решение юноша принял в возрасте 20 лет. Булла смог быстро наладить фабричное производство фотопластин, продажа которых шла не только в Петербурге, но и в других крупных городах. Фотографическая лаборатория Карла Буллы расположилась на Невском проспекте, в доме № 110.

Первое фотоателье

Первое фотоателье предприимчивый молодой человек открыл в 1875 году на Садовой улице, в доме № 61. К тому моменту съёмка в павильоне становилась всё более популярной. Количество адресов на одном только Невском проспекте и Садовой улице, где можно было сфотографироваться, перевалило за сотню, но  Буллу это нисколько не смутило.

Его ателье стало пользоваться бешеной популярностью из-за необычного подхода к клиентам. Современники вспоминали, что Булла, прежде всего, отличался от ряда других фотомастеров тем, что рекомендовал быть на фото как можно более «живей» и не сидеть натянуто, как струна. При этом сам фотограф беспрестанно сыпал шутками, городскими байками и новостями, тем самым создавая непринуждённую атмосферу, пока подготавливали камеру, а выдержка отсчитывала положенную ей минуту.

К нему ходили фотографироваться студенты, купцы, дворяне, представители творческой интеллигенции. В итоге Булла стоял рядом с самим Львом Толстым, голосистым Шаляпиным, видел грациозную Анну Павлову, задумчивого Гумилёва и остроумного Дягилева. Оставалось совсем чуть-чуть до того момента, когда клиентом Буллы стала царская фамилия.

Ателье Буллы стало пользоваться бешеной популярностью из-за необычного подхода к клиентам Фото: Commons.wikimedia.org

Рождение отца репортажной фотографии

В 1886 году Булла решил расширить поле своей кипучей деятельности и подал прошение в Министерство внутренних дел, в котором попросил «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга». Тем самым фотограф убил сразу двух зайцев. В 1894 году  он открыл типографию для печати открыток с видами Петербурга, а сразу же после получения разрешения начал делать выездные фотосъёмки и снимать не только людей, но и здания, городские события и происшествия, фиксируя с помощью фотоаппарата, казалось бы, незначительные детали, которые и создают непередаваемый дух времени, будто бы запертый в квадрат фотографии.

Именно в этот период своей жизни Булла стал не просто одним из самых лучших мастеров своего дела, но и отцом-основателем отечественной репортажной фотографии.

Общество велосипедистов. 1901 год. Кадр Карла Буллы Фото: Архивное фото

В газетах того времени появилось бойкое объявление: «Старейший фотограф-иллюстратор К. Булла занимается фотографированием для иллюстрированных изданий, всё, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днем, так и во всякое время, при искусственном свете».

Булла подошёл к своему делу с размахом: нанял десяток агентов, которые рыскали по городу, высматривали интересные происшествия и забавные случаи и немедленно оповещали его. Булла быстро выезжал на съёмку, попыхивая сигарой и выделяясь среди прохожих изысканным котелком и огромной фотокамерой.

Парад лейб-гвардии Конного полка возле манежа в день полкового праздника. 1903 год. Фото Карла Буллы Фото: Архивное фото

Фотограф императорской семьи

С началом XX столетия фотограф сделал новый шаг в своей карьере: он стал иллюстратором бонз журнально-газетного мира, фотографируя для изданий «Нива», «Огонек», «Петербургская жизнь», «Столица и усадьбы» и для иностранных газет.

Одновременно с этим он не перестал снимать городские достопримечательности и следить за событиями Петербурга. Активная деятельность и неиссякаемый интерес к своему делу привели к тому, что в 1904 году он сфотографировал императора Николая II, став фотографом императорской семьи, и получил официальное разрешение проводить фотосъемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни», «на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа», а также снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии».

Николай II в своем кабинете в «Охотничьем домике». Фот Карла Буллы. Фото: Архивное фото

В своём роде фотограф стал уникумом. Он один имел такой широкий круг полномочий. Со временем он не только не оставил ни одно из своих предприятий, но и приумножил их, открыв ещё несколько фотоателье, которые расположились на Екатерининском канале, 66 (сейчас Канал Грибоедова), Невском проспекте,110, Невском проспекте, 48 в здании Пассажа и Невском проспекте, 54.

Почтенный гражданин и благотворитель

Карл Булла и сыновья. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1910 году Булла получил звание потомственного почётного гражданина Санкт-Петербурга за серию фотографий сиротских домов. Кроме того, фотограф осуществил съёмку для Российского пожарного общества, Императорской публичной библиотеки. Он занимался благотворительной деятельностью, тратя внушительную сумму из дохода фирмы «К. К. Булла», ежегодно составлявшей свыше 250 тысяч рублей, которая по тем временам была весьма и весьма солидным достижением для провинциала из Пруссии.

В самый разгар Первой мировой войны, в 1916 году, Карл Булла передал своё дело сыновьям, а сам уехал на остров Эзель (нынешняя Эстония), который ещё в далёком 1710 году во время Северной Войны наименовался «Сааремаа» и был присоединён к царской России. Там фотограф дожил до конца своих дней, скончавшись в возрасте 74 лет.

Сейчас наследие Буллы можно увидеть в Эрмитаже, Российской национальной библиотеке и Государственном музее истории Петербурга. По скромным подсчётам, после себя великий фотограф оставил около 230 тысяч негативов фотографий, запечатлевших в лицах и зданиях ушедшую эпоху.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах