Первые эмоции и паника после трагедии, произошедшей в петербургском метро, схлынули. Перед жителями города встал насущный вопрос – как жить дальше? Несмотря на то что все станции метрополитена работали на следующий после взрыва день в обычном режиме, Петербург встал в 9-балльных пробках. Такой была первая реакция людей на страшные события – петербуржцы просто побоялись спускаться в подземку.
«Все под Богом ходим»
Кирилл К. работает на Кировском заводе. На работу добирается по самой загруженной «красной» ветке метро, где в часы пик просто не протолкнуться.
«Если обычно я беру метро штурмом, то сегодня утром в нем было пусто. Никогда такого не видел! - Рассказал мужчина. – Немногочисленные пассажиры угрюмы и насторожены, с подозрением поглядывают на попутчиков. Кстати, дочь-студентка наотрез отказалась спускаться в подземку. Отправилась в институт на маршрутках с несколькими пересадками».
Светлане Т. также пришлось ехать утром в офис – от станции метро «Петроградская» до «Московских ворот», как раз по той самой синей ветке, на которой произошла трагедия.
«Добраться на наземном транспорте было просто нереально – пришлось бы ехать часа два, - объясняет она. - Было очень неприятно спускаться в метро, но что делать? Жизнь продолжается».
«Был вынужден спуститься в подземку на следующее утро после трагедии – добирался на работу с севера на юг города, - рассказал Денис П. - Ощущение было жуткое, учитывая, что почти каждый пассажир держал в руках свежую газету с черным квадратом, иллюстрирующим материал о состоявшемся накануне теракте. В какой-то момент в вагон зашел какой-то странный мужчина с большой темной сумкой. Я долго успокаивал себя, но нервы не выдержали – вышел и сел в следующий поезд. Конечно, прежнего ощущения безопасного петербургского метро больше нет, но другого быстрого и доступного способа добраться до нужной точки вовремя в огромном мегаполисе пока не придумали. Придется почти каждый день спускаться под землю, осознавая, что наверх можно уже не подняться».
«Безопасно, но тяжело психологически»
Кстати, все спецслужбы работают сегодня в Петербурге в режиме повышенной готовности. На каждой станции на входе и у рамок пассажиров встречают несколько полицейских. Людей с крупными сумками осматривают (правда, на окраинах города гораздо спокойнее, чем в центре – на глазах нашего корреспондента несколько молодых людей с рюкзаками спокойно прошли мимо стражей порядка, их никто не проверил). Внизу в вестибюлях станций также находятся правоохранители. Несмотря на это, большая часть обычных пользователей метро все же предпочитают пока его избегать.
«Я понимаю, что с точки зрения безопасности сейчас, наверное, самый благоприятный период в метро, - говорит Наталья К. – Много полицейских, мало людей, все насторожены. Это потом снова расслабятся… Но мне чисто психологически тяжело заходить в подземку. Знаю, что буду ехать и постоянно думать о тех несчастных, что пострадали при взрыве».
Елена В. и вовсе не уверена, что еще когда-нибудь сядет в вагон метро: «Я очень впечатлительный человек. Боюсь летать на самолете, например. Когда произошла трагедия, мне позвонила подруга и мертвым голосом сообщила, что в теракте погибла ее мать. Потом, спустя несколько часов, выяснилось – это была ложная информация, нелепая ошибка какая-то. Но это было очень страшно! Буду терпеть неудобства и добираться на работу на маршрутках. Или даже на такси, пока хватит денег».
«Не увлекайтесь соцсетями»
Алексей Демьяненко, врач-психотерапевт, заведующий Городским Психотерапевтическим Центром, рассказал «АиФ», как помочь себе справиться с фобией:
«После таких событий многие примеряют ситуацию на себя. Во-первых, не надо поддаваться панике. Верьте сообщениям только из официальных источников. Так, вчера в сети появлялась информация о целых пяти бомбах! Второе: если чувство тревоги не проходит - надо обратиться к специалисту, тем более что консультацию и помощь психолога, психотерапевта или психиатра можно получить абсолютно бесплатно в городских психотерапевтических центрах и диспансерах по месту жительства.
В-третьих, не забывайте - жизнь продолжается. Как бы цинично это не звучало. Подумайте, какова вероятность повторения подобного и того, что именно вы вдруг окажетесь в эпицентре событий? Ничтожно мала! Попытайтесь расслабиться, не думать о плохом, сосредоточиться на позитивных мыслях.
Конечно, уместна разумная подозрительность к вещам и гражданам в метро. Обращайте внимание на то, что происходит вокруг. Это поможет и в том случае, если кому-то станет плохо в подземке. Подойдите и спросите человека, нужна ли ему помощь. Возможно, он напуган, как и вы, или даже больше! Не увлекайтесь социальными сетями, где расписывают произошедшее, выкладывают фотографии, сопровождают рассказы эмоциональными словами и детальными описаниями. Это будет подпитывать ваш страх. Лучше на время отказаться от такого рода информации».
Миллионы – на бессмысленные «рамки»?
Задаются сейчас люди и таким вопросом – а почему теракт не предотвратили? Ведь все станции оборудованы дорогостоящими металлоискателями. Горожан уверяли, что это - гарантия безопасности. Выходит, просто обманывали?
По предварительным данным, для подрыва в питерском метро террористы использовали самодельное взрывное устройство мощностью около 800 грамм в тротиловом эквиваленте.
«На такую массу металла детекторы, несомненно, должны были среагировать, - считает Александр Гусак, экс-начальник антитеррористического подразделения ФСБ. - На рамках на входе в метро есть световое табло, где встроено несколько лампочек. Если металла много - зажигается целая шкала, и подозрительного человека должны проверить. Правда, при условии, что табло вообще включено. Не исключено, что взрывное устройство мог пронести кто-то из обслуживающего персонала. Значит, его пропустили или целенаправленно, или по халатности».
«Сотни миллионов рублей из бюджета города были потрачены на обеспечение мер безопасности в метрополитене, - говорит депутат Заксобрания Борис Вишневский. - Все свелось к бессмысленным «рамкам», где никого не проверяют. Тем более - в час пик, когда это практически невозможно, а металл в карманах или сумках у всех - ключи, телефоны, монеты и так далее. В итоге «рамки» только мешают проходу, но никак не усиливают безопасность. Что и подтвердилось самым страшным образом».
Взрыв в петербургском метро. Фотогалерея | Фотогалерея
Парламентарии уже направили письмо губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко, в котором просят ответить на ряд вопросов. Например: Каков объем бюджетных средств, выделенных, начиная с 2010 года на обеспечение безопасности в метрополитене? Какова эффективность оборудования, установленного за счет этих средств? Сколько попыток совершения террористических актов было предотвращено при помощи этих устройств?
Ответов на них с нетерпением ждут все жители города на Неве.