Психологи уверены – необходимым условием гармоничного существования человека является возможность делиться с другими своим видением мира, своим взглядом на вещи. Однако такой возможности лишены люди, у которых нет не только фотоаппарата, но и места, где его можно хранить. Люди без крыши над головой.
В рамках проекта «Глаза улицы» петербургские бездомные смогли показать всему миру, какой они видят жизнь вокруг себя. На несколько дней они стали фотографами, запечатлев на камеру окружающие их предметы и обстановку – дворы, киоски, обветшалые комнаты, нашлось место и для памятников архитектуры.
Фотовыставка с работами бездомных уже объездила многие страны мира, а сейчас ее можно увидеть в Петербурге.
«Эти кадры в своей оригинальности не уступают снимкам современных профессиональных фотографов, а зачастую и превосходят их, - считает искусствовед Наталья Кац. – Бездомные показали ту сторону жизни, которую никто не видел, и сделали это выразительно и со вкусом».
Другой мир
Редактор голландского журнала «Straatnieuws» Франк Дрис долго думал о проблеме бездомных, живущих за пределами социума: как правило, общество сторонится таких людей, не желая знать об их существовании и мыслях. Журналист решил помочь бродягам стать ближе к социуму и дать им возможность показать всем свою жизнь. Франк раздал людям, живущим на улице, одноразовые фотоаппараты и попросил заснять мир вокруг таким, каким они его видят.
Через год к проекту присоединился и Петербург. Франк по почте выслал одноразовые фотоаппараты главному редактору журнала «Путь домой» Аркадию Тюрину, а тот с помощью «Ночлежки» и других благотворительных организаций нашел бездомных, которые согласились принять участие в проекте.
«Все проходило на добровольной основе, - объяснил корреспонденту SPB.AIF.RU куратор петербургской выставки Михаил Назаров. – Если бездомные отказывались участвовать, их никто не заставлял. Те же, которые согласились, никакого вознаграждения за работу не получили».
От подвалов до Казанского собора
В течение нескольких дней бездомные фотографы снимали на камеру все, что видят перед собой. Снимки получились необычными, иногда отталкивающими, но всегда – жизненными. На фото запечатлены дворы, крыши, подвалы, станции метро и киоски.
Некоторые авторы пытались найти в своей повседневной жизни положительные моменты, фотографируя кошек на окнах домов, прохожих, улыбающихся посетителей кафе и сотрудниц железной дороги, Казанский собор и уличных собак – бездомных, как и они сами.
Другие, наоборот, показывали самые суровые реалии своего существования. На фото попали товарищи по несчастью: на снимках бездомные роются в мусорных баках в надежде найти хоть какую-то еду, совершают променад по городу с большими сумками на плечах и отдыхают в подвальных помещениях, заваленных тряпками, принесенными с помойки. Организаторы выставки убеждены: такие снимки помогут вызвать в людях сострадание, понимание и сочувствие к тем, кто оказался в непростой жизненной ситуации.
Не хуже профессионалов
Фотовыставка работ бездомных из разных стран объездила весь мир и пользуется оглушительным успехом. Автор идеи Франк Дрис даже издал в Голландии книгу со снимками, а его российский коллега Аркадий Тюрин создал тифлокомментарии к фото, чтобы изображения стали доступны для слепых и слабовидящих людей: они представляют собой звуковую дорожку, на которой голос диктора подробно описывает происходящее на фотографиях.
На выставке «Глазами улицы», открывшейся в Петербурге 19 января в Государственной библиотеке для слепых и слабовидящих, представлено более ста работ бездомных фотографов. К сожалению, сами авторы не смогли присутствовать на мероприятии – с момента создания этих кадров некоторые ушли из жизни, а связь с другими потерялась.
Выставка заслужила признание не только публики, но и профессионалов.
По мнению искусствоведа Натальи Кац, снимки у бродяг получились ничуть не хуже, чем у многих современных фотографов.
«Эти работы обладают высокой художественной ценностью, - заявляет Наталья. – В отличие от большинства фото, которые делают профессиональные мастера, и которые люди выкладывают в «Инстаграм», в фотоработах бездомных есть непосредственность, а главное – жизнь».