Образ фантастического, таинственного…
«АиФ-Петербург»: – Алессандро, первый вопрос, который хотелось бы задать: почему вы решили принять участие в фотовернисаже? Несколько слов о том, какие еще итальянские фотографы представляют вашу страну.
А.Ч.: – Я решил принять участие в выставке, потому что был приглашен директором одного итальянского агентства. Она предложила выставить некоторые работы.
«АиФ-Петербург»: – Вы привезли фотографии из серии «Раскадровка», если перевести на русский язык с итальянского. Там можно увидеть отзвуки фильмов режиссера Феллини. Расскажите, почему вас это заинтересовало? И почему вы каждый свой цикл называете философски. Допустим, у вас были циклы «Молчание», «Дом», «Все в порядке», теперь «Раскадровка».
А.Ч.: – Вот этот мой цикл «Раскадровка», он не только вдохновлен Феллини. Это образ фантастического, таинственного, мечтаний. Не все названия моих серий такие философские. Например, серия, которая называется «Все в порядке», она посвящена моей семье. Обычно итальянцы спрашивают «как дела?», и ответ – «все в порядке». Все очень просто!
«АиФ-Петербург»: – Скажите, а сколько всего работ представлено? Пейзажи каких городов можно увидеть на фотографиях?
А.Ч.: – Фотографий 10. Неузнаваемые пейзажи. Это неважно. Неважно, чтобы человек посмотрел и узнал то место, где было снято. Большая часть фотографий отснята в местах, которые почти никому не известны. Не являются достопримечательностями. Если бы я снимал памятники, все бы смотрели на фотографию и узнавали памятники, а это было бы неинтересно.
«АиФ-Петербург»: – Вы уроженец южного города Бари. Как это влияет на ваше творчество?
А.Ч.: – Да, я действительно родился на юге Италии. И, конечно, мы жители Средиземноморья. Надо сказать, что-то мне нравится больше в нашей культуре, что-то меньше. Мне нравится в нашем народе традиция обмена одной культурой. Наш город является портовым, туда часто приезжали купцы. Я живу в морском городе. Присутствие моря для нас очень важно. Это возможность отправиться куда-то, увидеть мир. И, конечно, что интересно, это наследие разных культур. Здесь побывали и греки, и арабские народы. Это такая мешанина разных культур, разных традиций.
Итальянцы и испанцы очень страстны
«АиФ-Петербург»: – Название вернисажа «Мелодия и страсть Средиземноморья». Вот когда вы просматривали работы, вы увидели мелодию и страсть?
А.Ч.: – Конечно! Когда я смотрел выставку, я увидел две тенденции. Например, была тенденция репортажной Италии. Некоторые фотографии выполнены в черно-белых тонах. Они несовременные. Они отражают жизнь Италии несколько лет назад. А вот вторая тенденция больше относится к испанским фотохудожникам. Это именно краски. Средиземноморье, страсть. Вот эта страсть проявляется в любви к предметам, материалам. Можно даже почувствовать то, что художник отснял. Страстная любовь к явлениям.
«АиФ-Петербург»: – Вы упомянули об Испании. Ведь не только Италия участвует в вернисаже. Довольно часто Испанию воспринимают вместе с Италией по языковым, культурным параллелям. Как вам кажется, это правильная точка зрения, что эти две страны идут вместе или есть принципиальные отличия между испанцами и итальянцами, и надо их четко разграничивать?
А.Ч.: – По-моему, это замечательно, просто здорово, потому что итальянцы и испанцы очень страстны. И не только в том, что касается искусства, но и, например, футбола. Это здорово, что мы вместе. Это обмен культурами. Мне известно, что итальянским мужчинам очень нравятся испанские женщины. И наоборот.
«АиФ-Петербург»: – Вы приехали в Петербург. Известно, что он привлекает фотографов всего мира. Сделали вы какие-нибудь кадры, и будет ли на основе этих кадров какой-нибудь цикл?
А.Ч.: – Первое, что поразило, это ваши пространства. Этот город просто распластан в пространстве. Поразила строгость архитектуры, к тому же очень многие итальянские архитекторы обучались на архитектуре вашего города. Мне он напомнил Турин. Не видел окрестностей и современных районов. Но, на мой взгляд, современные районы одинаковы во всех городах, к сожалению. Поэзия этого бетона, она в свое время распространилась во всех странах, поэтому периферийные районы Санкт-Петербурга, я думаю, не очень отличаются от таких же районов в других странах. Конечно, я заметил и разницу. Например, меня поразило наличие стрелок вдоль пешеходных переходов. Есть некая направленность жизни пешеходов. Стрелка вперед и стрелки назад.
«АиФ-Петербург»: – Если бы в целом у вас была задача проиллюстрировать, что такое есть Россия, какими концепциями вы бы руководствовались?
А.Ч.: – Я бы вел репортаж о жизни людей в России, потому что снимать памятники и достопримечательности мне не так интересно, как жизнь людей. Я бы шел в их дома и смотрел, как они живут. Когда я вижу, например, дома, где одно окно сияет, у меня всегда возникает желание проникнуть туда, узнать, что там происходит. Мне кажется, все, что мы видим, – это маска. А когда мы проникаем внутрь, мы видим жизнь человека.
Освободить фотографов от стереотипов
«АиФ-Петербург»: – В рамках фотовернисажа у вас был мастер-класс. Скажите, почему вы вывели людей, которые к вам пришли, в городское пространство, а не остались в кабинете?
А.Ч.: – Когда проходят мастер-классы, приходится отдавать отсчет, какая публика будет участвовать. Было больше 30 человек, поэтому мы решили выйти в открытое пространство. Если бы все проходило в закрытом пространстве, пришлось бы долго договариваться о помещении. Поэтому мы с куратором выставки решили вывести людей на улицу. Но не было общей задумки, каждый мог реализовать свою собственную идею.
«АиФ-Петербург»: – А в Италии вы проводите мастер-классы? У вас своя школа? И что вы первым делом рассказываете людям, которые начинают заниматься фотографией?
А.Ч.: – Постоянно в Италии провожу занятия, даю курсы. Начиная с нулевого уровня. В ходе своих занятий пытаюсь освободить фотографов от стереотипов, которые навязывает фотоиндустрия. Нужно открыть свой взгляд.
«АиФ-Петербург»: – А что навязывает фотоиндустрия? Когда это началось, с чем это связанно?
А.Ч.: – Это стереотипное мышление. А люди должны творить.
«АиФ-Петербург»: – Много ли в Италии людей интересуются фотографией?
А.Ч.: – Да, огромный интерес к фотографии. Он возник буквально в последнее время. Связано с тем, что стали открываться фотогалереи. Там можно не только посмотреть, но и купить фотографии. Поэтому интерес к фотографии растет. К тому же в Италии сейчас устраиваются международные фестивали.
«АиФ-Петербург»: – Известно ли в Италии что-то о российских фотографах? Какие-то имена? Какое вообще представление о российских фотографах?
А.Ч.: – Прошу прощения, но я не очень знаком с вашими современными фотографами. Совсем недавно купил книгу на эту тему. Некоторые фотографы мне очень понравились. Но не могу назвать имя по-русски. Он участвует в различных международных выставках. Но, конечно, в Италии больше известны ваши режиссеры. Например, Тарковский очень любим! Незнание русских фотографов происходит как раз от того, что нет обмена между нашими фотографами. А было бы хорошо устроить выставку русской фотографии в Италии!
«АиФ-Петербург»: – Есть такие перспективы?
А.Ч.: – Да, почему нет?
Наше время – это цифровая фотография
«АиФ-Петербург»: – На одном из телеканалов Петербурга была передача, посвященная нивелированию статуса профессионального фотографа, в связи с тем, что каждый может взять фотоаппарат и сделать пару профессиональных фотографий. Есть ли такая проблема в Италии? Может ли фотография остаться профессиональной или же станет массовой и войдет в жизнь каждого человека?
А.Ч.: – Для художников-профессионалов это как раз вызов. Им нужно работать над собой, улучшать качество своих снимков. Не нужно переживать из-за того, что появляются новые конкуренты, а нужно работать, чтобы улучшать качество своих фотографий.
«АиФ-Петербург»: – Вы приверженец цифры или аналоговых фотографий?
А.Ч.: – Начинал работать с аналоговой фотографией. Знаю, что такое работать в лаборатории. Когда появились цифровые фотоаппараты, был кризис у меня. Я не знал, что с этим делать. Как продолжать работать. Но потом понял все преимущества цифровой фотографии. Конечно, понимаю романтику вот этой работы в темной комнате с проявлением пленки. Магия, когда появляется изображение. Но у меня нет ностальгии по этой фотографии. Фотограф должен идти в ногу со временем. Наше время – это цифровая фотография. Цифра позволяет контролировать процесс. Если раньше снимал на пленку, не мог контролировать то, что получалось на выходе. А сейчас я могу тщательно контролировать и отбирать снимки. Это большая возможность для фотографа. Конечно, все зависит от идеи, вложенной в фотографию. И неважно, какая техника. Если нет идеи, то ничего не поможет: ни цифровая камера, ни какие-то другие технологии. Это как писательский труд. Раньше они писали ручкой, пером. Появление компьютера ничего не изменило в этом деле. Если нет идеи, ничего не напишешь. Возможность цифровой съемки – можно сделать множество снимков. Можно выбирать.
«АиФ-Петербург»: – Ваши идеи для фотографий… они откуда берутся? Вы присматриваетесь к миру, потом воплощаете?
А.Ч.: – Мне повезло, очень повезло с учителями. Я учился у величайших художников. Чтобы быть по-настоящему большим художником, фотографу обязательно нужно изучать историю фотографии и учиться у мастеров. У меня было много практики, без этого никуда. А где черпаю – это тайна. Вот когда спрашивают молодых фотографов, знают ли они одного великого мастера, другого… и они отвечают, что нет. Вот как так? Как можно не знать своего дедушку, своего прадеда! Молодые фотографы должны быть знакомы с великими мастерами, с историей фотографии.
А где же женщины?
«АиФ-Петербург»: – У вас был проект, связанный с фотографиями, портретами женщин профессии. Расскажите об этом.
А.Ч.: – Работа, посвященная социальным портретам. Однажды прогуливался по улицам в одном итальянском городке. И вдруг увидел, что улицы полны мужчин, а где же женщины? Я решил создать серию таких портретов, потому что женщины как раз работали в этом городке весь день. Везде занимали места, где только можно. И я отснял портреты этих женщин. Когда они были отсняты и выставлены, женщины увидели и были поражены тем, что они имеют значение. А мужчины, наоборот, не полюбили, потому что не видели там себя. Вот такая работа была выполнена 3 года назад. Это были фотографии очень простые, с точки зрения техники. Я именно хотел показать портреты этих женщин.
«АиФ-Петербург»: – Вы познакомились с этими героинями, и когда они увидели себя на этих фотографиях, они узнали себя? Какова была их реакция, взгляд со стороны?
А.Ч.: – Конечно же, да, я сначала познакомился с людьми, которые знали этих женщин, а потом знакомился с самими женщинами.
«АиФ-Петербург»: – Один из аспектов, который характеризует фотографа, это умение налаживать связь с персонажами, которые будут отображены. Насколько это получается у вас? Это природное качество или вы этому учились?
А.Ч.: – Мне легко общаться с людьми, потому что мне нравятся люди. Нравятся человеческие взаимоотношения. Нравится разговаривать со всякими людьми, какими бы то не было. У всех есть истории, которые можно рассказать. Я думаю, что это черта характера. Я легко схожусь с людьми, начинаю общаться, поэтому, когда я начинаю фотографировать человека, он начинает открываться.
Грустные итальянцы и счастливые русские
«АиФ-Петербург»: – А сами итальянцы по темпераменту? Считается, что они открыты, может, и это является плюсом работы?
А.Ч.: – Ну, да. Но не все итальянцы такие. Как и жители Петербурга не все грустные. Есть очень грустные итальянцы и есть русские, которые очень счастливые, веселые. Когда гуляли по городу с фотографами, которые участвовали в мастер-классе, мы встретили свадьбу. И молодые люди танцевали так, что неаполитанцы могли бы позавидовать этому танцу.
А я предложил своим ученикам пофотографировать друг друга. Это были незнакомые люди, и поначалу они стеснялись, но потом превратились в класс начальной школы: они баловались, развлекались, веселились, как дети. Несмотря на то, что это и немолодые люди в большинстве.
«АиФ-Петербург»: – А ваш портрет сделали?
А.Ч.: – Да, было очень весело, и я позировал. Надо играть, иначе ничего не будет происходить интересного.
«АиФ-Петербург»: – Приглашать к игре – это ваша философия, ваш стиль жизни?
А.Ч.: – Да, надо немножко отличаться от других. Конечно, игра нравится мне, но, безусловно, в жизни не все так весело. Но все своего рода игра.