Примерное время чтения: 9 минут
651

Иерей Феодосий Амбарцумов: «Альтернативы семье нет»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Аргументы и факты - Петербург 31/05/2017

Накануне Дня защиты детей эти горячо обсуждаемые в обществе вопросы «АиФ» задал иерею Феодосию Амбарцумову, руководителю Координационного центра по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии. 

Семь Таинств

- Отец Феодосий, по статистике сегодня в России каждый второй брак распадается. Всё чаще звучит мнение, что институт семьи себя изжил и общество движется к кардинальной смене модели брака…

- Если мы к этому придём, случится катастрофа. И здесь я говорю не только с богословской позиции, но и с антропологической. Очевидно, что семья является единственным надёжным и проверенным основанием для жизни общества, государства и мира в целом. Что же касается христианства, то Библия не допускает в этом вопросе никаких двусмысленностей. В Священном Писании чётко сказано, что Господь сотворил человека и помощницу ему - жену. Семья - это мужчина и женщина, у которых появляются дети, как результат Богом благословенного союза. В нашей вере существует семь таинств, одно из которых - таинство брака. Более того, Христос совершил Своё первое чудо именно на свадьбе, превратив воду в вино, таким образом освятив самое начало человеческой жизни.

- Почему же тогда общество переживает кризис брака? Институт семьи подрывают не только разводы, но и гражданские браки, целые движения людей, отказавшихся от рождения детей - чайлдфри. Что этому виной?

Люди разводятся, уходят в поиске своего личного счастья. Только вот они его не найдут. Потому что оно лежит вне плоскости эгоизма.

- Должен сказать, что ситуация эта не нова. Вспомните Римскую империю в период расцвета - обогащение населения сопровождалось разложением нравственности. То же самое происходит сейчас в развитых странах - высокий уровень жизни, развитие технологий, облегчающих человеческий труд, приводят к тому, что многое из ранее стыдного и запретного становится нормой. Если ты добываешь кусок хлеба потом и кровью, тебе не до поисков дополнительного, выходящего за рамки нормального, удовольствия. Но когда ты пресыщен, только семья уже не даёт тебе необходимого наслаждения, и появляется потребность в чём-нибудь «эдаком».

Люди разводятся, уходят в поиске своего личного счастья. Только вот они его не найдут. Потому что оно лежит вне плоскости эгоизма.

- В России существует и другая крайность. Некоторые женщины так пекутся о счастье супруга, настолько приносят жертву на алтарь семьи, что и инвалидами от побоев становятся, и на себе всё хозяйство тащат, пока муж пропивает последнюю копейку. Что в этих случаях советует церковь? Терпеть?

- Вы сейчас говорите уже не о нормальной работе над отношениями в рамках брака, не о попытке услышать другого человека, найти компромисс, где-то поступиться своим эго. То, что вы привели в пример, - это мученичество. Почему Христос допускал развод, если имело место прелюбодеяние? Потому что в этом случае уже нечего сохранять, семьи как таковой не осталось. Так и здесь. Если человек непонятно зачем женился, продолжает идти на поводу своих страстей, не обращая внимания на интересы и потребности жены, детей, церковь не будет настаивать на сохранении такого брака. Общество находится в плену многих стереотипов о христианстве. Важно всегда помнить - наша религия не насаждает и не поддерживает зло.

Если человек непонятно зачем женился, продолжает идти на поводу своих страстей, не обращая внимания на интересы и потребности жены, детей, церковь не будет настаивать на сохранении такого брака.

- Ещё одна горячо обсуждаемая тема сегодня - запрет абортов. Не получится ли так, что, спасая ещё не родившуюся жизнь, сторонники законопроекта станут причиной увеличения числа смертей уже по другим причинам - женщин, решившихся на подпольные операции, матерей, избавившихся от появившегося на свет ребёнка?

- Существует набор тем, очень болезненных для общества, обсуждение которых моментально приводит к расколу. Таким является и вопрос об абортах. Но церковь не допускает в данном случае иного толкования кроме как единственно верного: искусственно прерванная беременность - это убийство. Здесь ведь важен вот какой момент - с какого момента эмбрион можно считать человеком? Прекрасно ответил вопросом на вопрос митрополит Антоний Сурожский, который сказал - а с какого момента Иисус Христос, зачатый во чреве Девы Марии, стал личностью? И всё сразу становится понятным, потому что очевидно - с той самой секунды, когда он был зачат, в Благовещение, момент снисхождения Духа Святого на Деву Марию. Кстати, во многих цивилизованных странах - например, Англии, Люксембурге, Финляндии - аборты разрешены только по медицинским показаниям, и это не привело к увеличению смертности.

Кроме того, данный вопрос тесно связан с огромным количеством других. Например, узакониванием эвтаназии. А в Бельгии не так давно разрешили детскую эвтаназию, что вовсе находится за гранью. То же самое касается однополых пар. Как это странно ни звучит, но эта тема тоже из разряда вопросов о смерти. Ведь такие союзы не могут создать жизни, а значит, несут вырождение человеческого рода.

Разруха в сердцах

- Вы возглавляете координационный центр по работе с детьми-сиротами «Детская миссия». Почему, несмотря на все усилия общественности, меньше таких малышей не становится?

- Действительно, сегодня у нас сложилась ситуация, за которую стыдно. Даже в Ветхом Завете, на страницах которого - войны, льются реки крови, совершаются геноциды, вы не найдёте ни одного упоминания какого-либо подобия сиротского учреждения.

Когда мы только начинали нашу миссию, наивно полагали, что проблема будет решена, стоит только раздать всех сегодняшних сирот в семьи. Однако не вышло. Потому что сколько бы мы ни черпали из этого резервуара, кран не закрывается. И на место ста усыновлённых детей приходят новые сто брошенных. А причина всё та же - эгоизм.

- Но в Европе-то, несмотря на их идеологию эгоцентризма и индивидуализма, «жизни для себя», такой проблемы нет. Там от детей не отказываются.

- Это так. Но наш бич - это даже не отказники, а так называемые социальные сироты. Когда живые родители, потакая своим порокам, наркотической и алкогольной зависимостям, создают в доме такую атмосферу, что ребёнку находиться там просто опасно. Алкоголик, забывающий покормить сына или дочь, тоже в конечном итоге ищет своего личного счастья. И пьянея в буквальном и переносном смысле на этом пути, топчет и собственную волю, и общечеловеческие ценности.

Всё это течёт из одного истока, имя которому - разруха. Разруха в головах и в сердцах. Именно поэтому так важно духовно-нравственное воспитание, это тот фундамент, посох, на который человек будет опираться всю свою жизнь. А ведь попавшие в сиротские учреждения дети зачастую тоже его лишены. У нас был случай - одна из взрослых уже воспитанниц принесла в детский дом свою дочь, пояснив чудовищный поступок так: «Ничего, я через это прошла, теперь пусть и она пройдёт». Не говорю уже о возвратах. Знаю мальчика, которого к его 10 годам уже три раза приёмные семьи сдавали обратно в детский дом. Можете себе представить, что творится в его душе?

Алкоголик, забывающий покормить сына или дочь, тоже в конечном итоге ищет своего личного счастья. И пьянея в буквальном и переносном смысле на этом пути, топчет и собственную волю, и общечеловеческие ценности.

Кто изменит реальность?

- Знаю, что вы считаете работу наших учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, несовершенной. Что в ней не так?

- Объясню. Предположим, от только что появившейся на свет девочки прямо в роддоме отказались родители. Она после необходимых процедур направляется в дом ребёнка. Живёт, подрастает, делает свои первые шаги. Это её мир. Но вот малышке исполняется четыре года, и вдруг приходят незнакомые люди, собирают её вещи, берут саму за руку и, ни слова не объясняя, увозят в новое место - дошкольный дом ребёнка. Там она снова привыкает - к окружению, порядку, помещению… Однако когда ей наступает семь лет, снова приходят новые дяди и тёти и увозят кроху - на этот раз уже в интернат…

Понимаете, какой постоянный стресс испытывает ребёнок? С какой психикой он вырастет?

- А кто должен изменить систему? Государство? Общество? Депутаты?

- Да все! Все мы! Каждый может сделать свой вклад - чиновники, общественные деятели, церковь, простые граждане. Приведу ярчайший пример, прекрасно характеризующий состояние нашего общества. В одном из густозаселённых районов Петербурга существует детский дом, в котором несколько десятков ребят. Примечательно то, что все они - отказники сразу после рождения. То есть ни один из них ни единого дня не жил в семье. При этом здание учреждения со всех сторон обступили многоэтажки, в которых живут тысячи человек! Представляете? Сотни семей совершенно спокойно соседствуют с несколькими мальчиками и девочками, даже не догадывающимися, что это такое! Неужели все эти люди чёрствые и жестокосердные? Думаю, что нет. Просто они зашорены, закрыты, даже не догадываются о том, что могли бы помочь. И, вероятно, если бы взять какого-нибудь малыша и пройтись с ним по квартирам, нашлись бы те, кто усыновил его.

Поэтому надо помнить - не бывает волшебной пилюли, мгновенно изменяющей реальность. Жизнь не становится лучше по щелчку, её совершенствование требует кропотливой работы. Каждого из нас.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах