aif.ru counter
24.09.2019 13:46
335

Из «нуля» умела сделать чудо. Петербург простился с Ириной Богачевой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Аргументы и факты - Петербург 25/09/2019

23 сентября в Петербурге простились со знаменитой оперной певицей Ириной Богачевой. Она была не только народной артисткой, лауреатом престижных премий. Многие в городе хорошо знали активную гражданскую позицию Ирины Петровны. Также она немало сделала для популяризации классической музыки, не уставала приобщать к миру искусства молодежь.

Какой же запомнилась Богачева? И почему сегодня мы теряем позиции, завоеванные мастерами? Об этом «АиФ» рассказала режиссер, заслуженный деятель культуры РФ Ирина Тайманова.

Входила в золотой фонд

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Ирина Петровна сделала огромный вклад в развитие культуры. Можно ли сказать, что мы осиротели, потеряв великую оперную певицу?

Ирина Тайманова: В эти дни часто говорят о невосполнимой утрате, и здесь нет пафоса. С уходом Ирины Петровны закрыта книга целой эпохи. Она входит в золотой фонд, блестящую плеяду советских-российских исполнителей. Таких как Архипова, Нестеренко, Атлантов, Образцова, Малышев, Охотников. И дело не в звездности, хотя ее хорошо знали во многих прославленных театрах далеко за пределами страны. Своим мастерством она очаровала, влюбила в себя весь мир. Вопрос даже не в тембре, хотя он был уникальным. Вишневская долго переживала, что на конкурсе им. Чайковского первую премию дали Образцовой, а не Богачевой, и спустя годы принесла извинения Ирине Петровне, публично заявив, что у нее редчайшей красоты голос. Богачева вместила в себя все лучшие грани русского характера, настоящей интеллигентности. Была личностью в жизни и на сцене.

- Кстати, весной этого года отмечался юбилей, и артистка дала концерт в Большом зале Филармонии. В финале зал встал, овации продолжались минут пятнадцать - все были поражены, как свежо, молодо звучит голос.

- В этом плане, считаю, ее можно внести в Книгу рекордов Гиннесса. Ведь в 80 она пела, как в молодости. Я присутствовала на том концерте и тоже вместе с другими зрителями от души аплодировала. И не только прекрасному вокалу. Поражали ее красота, фигура, подтянутость. Она была безупречна. Сегодня этого в искусстве, и в целом в жизни, отчаянно не хватает.

Переживала за страну

- Но откуда такие выучка, стойкость? Да и профессиональный путь начинался непросто. Трудно поверить, но прима оперы вначале шила платья, трудилась подмастерьем.

- Ее жизнь, как и многих в том поколении, была тяжелой. Ирина и ее семья почти всю блокаду провели в осажденном Ленинграде. Лишь в середине войны с мамой и сестрами ее эвакуировали в Костромскую область. Вернулись - казалось, начнется новая жизнь, как в 1947-м умер отец. Она вспоминала, что в доме было нечего есть, но мама, бабушка, сестры садились и под гитару пели песни и романсы на несколько голосов. Положение оказалось настолько бедственным, что умерла мама, сестер забрали в детский дом. В шестнадцать лет Ирина осталась сиротой, жила на стипендию в 22 рубля. Что делать? Начала искать профессию, которая поможет выжить. Так будущая Кармен стала швеей. Кстати, не раз рассказывала, как поступала в Консерваторию. Объявили конкурс, но требовалось отрабатывать положенный срок после технического училища. Как выйти из ситуации? И девушка решилась на отчаянный шаг. Сожгла костюм одного из заказчиков. Поставила утюг на пиджак и запела. Нерадивую швею с позором выгнали из ателье, но она была только рада. Поступила в Консерваторию, а уже на третьем курсе ее приняли в Кировский (ныне Мариинский) театр. Так началась блистательная карьера, которая продолжалась более 55 лет.

- Ирина Петровна была преданна не только своему признанию, но и городу.

- Петербург она любила безмерно. Ее неоднократно приглашали в Москву, в Большой. В разные годы предлагали солидные посты в других известных театрах, но она осталась верна родному городу. С большой ответственностью относилась к званию Почетный гражданин Санкт-Петербурга. Считала это миссией, высоким служением. Да и в целом переживала за страну. Не раз говорила, что сегодня многие беспокоятся только о деньгах, собственном благополучии, а об общем благе забывают. Приходят к ней на прослушивание и спрашивают: «Сколько это стоит?». Такие вопросы ставили ее в тупик. 

- Богачева воспитала целую плеяду талантливых исполнителей. А как разглядеть в начинающем будущую звезду?

- Это может получиться не сразу. Например, Ольгу Бородину, которая поет сегодня на лучших сценах мира, не принимали ни в училище, ни в Консерваторию. И нужно терпение, профессионализм педагога, чтобы зазвучало неповторимое меццо-сопрано. Голос, как и урожай, должен созреть. С годами он может стать другим. С одной стороны - это Божий дар. С другой, если его не ценишь, растрачиваешь по мелочам, - недолго потерять. Сколько людей с выдающимся вокалом уже к сорока-пятидесяти годам превратились в посредственности. Поэтому работа и только работа. Как из нуля сделать чудо - в этом и есть мастерство учителя, способного рассмотреть в «гадком утенке» прекрасного лебедя.

Везде русские!

- Но та же Бородина, другие известные молодые артисты в основном поют за рубежом. В России выступают довольно редко. Некоторые откровенно говорят, что их привлекают высокие заграничные гонорары.

- Оперная школа России сегодня сильна, как никогда, что говорит об ее уровне и авторитете. Она остается лучшей в мире, у нас потрясающее музыкальное образование. Взгляните на ведущих оперных певцов, оркестр любого театра - будь то «Ла Скала» или «Метрополитен-опера», - везде русские! Диплом Петербургской консерватории, например, является гарантированным пропуском на международную сцену. Наши буквально заполнили театры Европы и Америки. Другой вопрос, что артисты сегодня могут или выступать на Родине, или ехать в другие страны. Им никто не запрещает заключать долгосрочные контракты. В итоге каждый делает свой выбор. 

- Ученики Богачевой рассказывали, что она была трудоголиком-педагогом, буквально жила своим классом.

- Мастерская напротив Поцелуева моста стала настоящим гнездом ее птенцов. Кстати, она была строгой. С некоторыми из подопечных, кто не хотел подчиниться ее диктату, даже конфликтовала. Вероятно, юные не понимали, что это требования умного, смотрящего вперед наставника, который хочет привести учеников к успеху, раскрыть все грани их таланта.

Как и многие корифеи, она старалась, чтобы как можно больше молодых познакомились с классикой. Выступала нередко в Доме учащейся молодежи, где сама занималась в самодеятельности. Сейчас здесь открылась школа вокального искусства ее имени, и уже два года проводится конкурс «Юный вокалист». Также она организовала фестиваль «Три века русского романса», где звучали прекрасные образцы этого жанра, принимали участие молодые солисты. Создала школу, думала о преемственности, что важно в любом деле. Считала, что надо с детсадов, музыкальных классов, шаг за шагом прививать новому поколению любовь к искусству и культуре. Жизнь не раз показала, насколько была права великая певица.

23 сентября в Белом зале Мариинского театра состоялась гражданская панихида по Ирине Петровне Богачевой.
23 сентября в Белом зале Мариинского театра состоялась гражданская панихида по Ирине Петровне Богачевой. Фото: Законодательное собрание Санкт-Петербурга
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество