Первый в мире полёт на четырёхмоторном самолёте С-21 стал итогом труда Игоря Сикорского в авиационном отделении «Русско-Балтийского вагонного завода» в Санкт-Петербурге.
По индексу С-21 можно догадаться, что самолёт стал 21-й моделью знаменитого авиаконструктора и лётчика Игоря Сикорского. И это к 24 годам! До того в своём гараже в Киеве он успешно собирал мощные одномоторные самолёты, работавшие без сбоев, пытался создать вертолёт (ни одна модель, созданная в молодости, не взлетела), но С-21 стал настоящим прорывом, как для самого конструктора, так и для мировой авиации. SPB.AIF.RU вспоминает, как была создана легенда.
Первый во всём
Разрешение на постройку С-21 молодой авиаконструктор получил в сентябре 1912 года. Его достижениями уже давно интересовались военные. В их смотрах Игорь Иванович не раз занимал первые места на самолётах своей конструкции. Теперь ему выпала честь получить в своё распоряжение не только собственные знания и руки энтузиастов, но и мощь знаменитого «Руссо-Балта».
Существует легенда, что заводчане, понимая, что создают необычно большой самолёт, прозвали его Грандом («Grand» в переводе с фр. означает «большой»). В марте 1913 года биплан «Гранд-Балтийский» вышел на испытания. Сикорский проверил, как работают штурвалы, слушается ли их самолёт, выполнил несколько подлётов.
От испытаний авиаконструктор скоро перешёл к делу. Уже в апреле «Гранд» на двух моторах «Аргус» мощностью по 100 л. с. каждый поднялся в воздух, но едва смог набрать 100 метров высоты. После первых полётов Игорю Ивановичу пришла идея установить на «Гранд» ещё два двигателя в тандем к первым. И это была настоящая победа. Первый подобный самолёт поднялся в воздух.
Первым он был во всём. Он был первым самолётом с четырьмя моторами, первым самолётом с закрытой кабиной и пассажирским салоном. Первым самолётом подобных размеров и веса (размах верхнего крыла составлял 27 метров, а взлётный вес 4,2 тонны). Управление машиной было сдвоенное. Командир сидел слева, как и принято сейчас. Около него размещалась основная часть приборов и всё управление двигателями.
Обогнать мир
17 мая 1913 года «Гранд» пролетелся над Петербургом.
«Авиационный мир был изумлён: в технически отсталой России построен невиданный самолёт! Трудно было представить, что такая машина полетит. Размеры и масса превосходили примерно вдвое всё, что тогда было в мировой практике самолётостроения», – рассказывает почётный работник транспорта России, автор книг о гражданской и военной авиации Александр Артемьев.
Рассказывая о знаменательных событиях, научных открытиях и технических прорывах, часто говорят, что такой-то (или такая-то) к ним долго шёл. Игорь Сикорский к своим прорывам шёл не особенно долго. Уже в 1911 году он стал дипломированным пилотом. Спустя всего несколько лет с тех пор, как буквально заболел небом и самолётами.
Родился Игорь Сикорский 25 мая 1889 года в Киеве в семье известного психиатра и профессора Ивана Сикорского. С 1903 по 1906 году учился в Петербургском Морском училище, но в 1907 году влюбился в самолёты, когда в поездке по Германии прочёл материалы о полёте братьев Райт. Вернувшись, поступил в Киевский политехнический институт, где уже два года была секция воздухоплавания. В 1908 году прошёл обучение в Парижской школе воздухоплавательной техники. Тогда же, оставаясь верным своей мечте, создал и первые простейшие модели своих вертолётов. Юному гению техники было всего 19 лет.
Стоит отметить, что Сикорский стремительно превзошёл достижения мирового самолётостроения. Ведь только в конце 1903 года братья Райт на 12 секунд подняли в воздух свой первый самолёт. 28 марта 1908 года француз Делагранж совершил первый полёт на машине с пассажирами. 25 июля 1909 года за 37 минут француз Блерио преодолел на самолёте Ла-Манш. Все эти этапы прошёл и сам Сикорский, но на это ему потребовалось всего около полутора лет.
3 июля 1910 года он взлетел на своём С-2, преодолев за 12 секунд 200 метров на высоте 1- 1,5 метра. А в августе 1911 года авиаконструктор уже строил трёхместный С-6, на котором 29 декабря установил мировой рекорд скорости - 111 километров в час. 21 января 1912 года Русское техническое общество вручило конструктору медаль «За полезные труды по воздухоплаванию и за самостоятельную разработку аэроплана своей конструкции, давшей прекрасные результаты», а на Московской воздухоплавательной выставке в феврале 1912 года С-6 Сикорского завоевал большую золотую медаль от Министерства торговли и промышленности. Сам конструктор получил заказ от военных на три самолёта.
Наследие Витязя
«Русским Витязем» самолёт Сикорского назвали в 1913 году, когда конструктор установил все четыре двигателя «Аргус» в один ряд на нижнем крыле биплана. Он сильно прибавил в скорости и мощности, потому и заслужил новое имя. А заодно получил и одобрение императора Николая II. Монарх осмотрел аппарат в Красном селе, куда Сикорский прилетел по его велению. Царь остался очень доволен и наградил инженера золотыми часами.
2 августа 1913 года Сикорский установил на «Русском Витязе» один из своих многочисленных рекордов: впервые в мире самолёт с восемью пассажирами на борту совершил полёт продолжительностью 1 час 54 минуты. Русский авиатор стал знаменит на весь мир, как братья Райт.
Его самолёту не страшна была непогода. В салоне «Русского Витязя» пассажиры могли спокойно сидеть в плетёных креслах, пить кофе, завтракать, читать, беседовать, как это делам мы с вами в современных авиалайнерах. Задумка освободить салон от двигателей дала мощный толчок развитию военной и гражданской авиации.
Сам «Русский Витязь» «прожил» недолго. Деревянный самолёт и не может быть долговечным. Но С-21 вышел из игры, как настоящая легенда, не успев состариться – 11 сентября 1913 года на одной из авиавыставок на него упал двигатель пролетавшего мимо самолёта.
Кстати, судя по истории авиационной группы высшего пилотажа «Русские Витязи», опубликованной на официальном сайте лётчиков, их название к детищу выдающегося инженера и пилота не имеет никакого отношения. А жаль. Красивой могла бы быть история, ведь Игорь Сикорский тоже был не робкого десятка. И не раз выходил на крыло на высоте 1000-1500 метров над землёй, чтобы проверить двигатели и полюбоваться на то, как плывёт над облаками его воздушный корабль.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.