5 мая 1882 года по указу императора Александра III в Кронштадте была учреждена первая в мире школа водолазного дела. Преподаватели всего за год делали из начинающих ныряльщиков настоящих профессионалов. Курсанты погружались в специальной трехметровой башне с холодной и мутной водой, поднимали со дна моря затонувшие якоря и обучались даже правописанию с арифметикой. Благодаря школе водолазное дело в России поднялось на мировой уровень. Учебное заведение существует по сей день и выпускает по 250 водолазов каждый год.
Из ныряльщиков – в водолазы
Первые водолазные аппараты появились в России еще в 1861 году, однако специалистов этой направленности не было. Водолазами назначались обычные матросы, которые умели хорошо плавать. Они могли осмотреть подводную часть корабля, но ощутимых результатов это не приносило. В 1877 году, когда началась русско-турецкая война, наши корабли потеряли на дне множество мин и заграждений и так и не смогли поднять их со дна.
Наконец, 5 мая 1882 года, по указу императора Александра III в Кронштадте была создана первая во всем мире школа водолазного дела. Руководителем учебного заведения стал капитан 1 ранга Владимир Павлович Верховский. На первый курс набрали 68 человек – четырех офицеров и 64 матросов. Попасть на обучение смогли далеко не все желающие: в школу принимали только самых крепких и здоровых моряков по результатам медицинского освидетельствования. Перед преподавателями стояла задача: за год сделать начинающих ныряльщиков настоящими профессионалами.
Как учили водолазов
Занятия в водолазной школе проходили целый день и требовали немалой выносливости. Утром и вечером курсанты совершали часовой заплыв на дальние дистанции. В теплое время года ученики проводили тренировочные спуски в Финском заливе. Они очищали гавани от свай и крупных камней, чистили винты лодок и поднимали со дна затонувшие якоря и мины. Практические занятия продолжались даже зимой. С октября по май курсанты отрабатывали погружения, ныряя в специальный гидротанк, переделанный из парового котла фрегата «Дмитрий Донской». Конструкция представляла собой башню глубиной 3,5 метра. Чтобы условия были максимально приближены к реальности, сооружение заполняли холодной и мутной водой, в которой ученикам нужно было найти какую-нибудь мелкую деталь. Позже башню заменили семиметровым бассейном с электрическим освещением.
В перерывах между физической подготовкой проходили теоретические занятия. На этом этапе курсантов разделяли на простых матросов и офицеров, которым предстояло руководить спусками. Так, матросам читали лекции по физиологии и гигиене водолазного дела, учили использовать и обслуживать оборудование, ремонтировать снаряжение, проводить подводные такелажные работы. Кроме того, для курсантов проводили занятия по правописанию и арифметике. Офицерам преподавали углубленный курс физики и химии, показывали, как выполнять водолазные схемы, составлять план действий и оценивать место проведения работ.
Лучшие в мире
За первые четыре года работы школа выпустила более 200 квалифицированных водолазов. Работа бывших курсантов качественно отличалась от водолазных навыков неподготовленных матросов, и учебное заведение в Кронштадте прославилось на весь мир. Водолазы спасали аварийные суда и искали затонувшие корабли. Именно выпускники кронштадтской школы поднимали со дна знаменитый броненосец «Русалка» и работали под толщей льда, снимая с мели крейсер «Россия». В 1905 году водолазы совершили настоящий подвиг, прямо на плаву отремонтировав крейсеры «Жемчуг» и «Изумруд» и миноносец «Громкий».
Школа в Кронштадте просуществовала до 1924 года, после чего несколько раз меняла место дислокации, пока не была окончательно переведена в Крым. Именно там, в Севастополе, учебное заведение и находится по сей день, правда, уже под другим названием – 17-я военно-морская школа младших специалистов имени адмирала Отябрьского. Здесь продолжают подготовку водолазов для всего Военно-Морского Флота России. В 2002 году день 5 мая, когда Александр III учредил легендарную кронштадтскую школу, стал официальным Днем водолаза. Курсанты учебного заведения отмечают знаменательную дату и, хотя современные методы обучения кардинально отличаются от уроков вековой давности, по праву считают себя наследниками первых учеников школы на Финском заливе.